Новые паровозные технологии

Страницы: 1 2 3 4

Блок питания

Итак, вот он, заявленный в схеме сетевой фильтр, интегрированный в вилку (или розетку?) питания.

Не упразднили по примеру китайских товарищей. Хорошо.

Идем дальше. А дальше у нас включатели питания и сетевой тороидальный трансформатор.

Трансформатор по габаритам солидный и сделан добротно. Попутно замечаем, что один вывод от трансформатора идет на корпус. Надо полагать, это внутренний экран трансформатора. Тоже одобряем.

А че это его производитель так водрузил-то? На кронштейне и вертикально... Не знаю, и даже догадок никаких нет.

Сбоку прямо на трансформаторе приютился желтенький самовосстанавливающийся предохранитель (а вовсе не конденсатор, как можно было бы подумать).


увеличитьУвеличить фото

увеличитьУвеличить фото

Наверное, это хорошо. В случае чего менять его не придется. Приклеен он прямо к трансформатору посредством так любимого китайцами термоклея. Хитрость производителя я разгадал далеко не сразу и сначала было вознегодовал на такую неаккуратность. Но потом сообразил, что так инженеры «СовИнж Аудио» убили сразу двух зайцев: выполнили классическую защиту от короткого замыкания, например, в обмотке трансформатора и защиту от перегрева этого самого трансформатора (самовосстанавливающийся предохранитель срабатывает еще и при нагреве свыше 80 градусов — это я выяснил, просмотрев скачанный в сети видеоролик про такие предохранители). Одно только смущает, что такие предохранители имеют предельное рабочее напряжение 250Вольт, и потому серьезный скачок напряжения может легко вывести их из строя. Я так думаю, какой-нибудь дополнительный стабилизатор сетевого напряжения этому усилителю не помешает.

Далее еще один любопытный элемент. Уже после выхода из трансформатора на накальной обмотке сидит мощный (10Вт) резистор очень малого сопротивления.

И, как я понимаю, несколько снижает напряжение накала. Может, лампы бережет таким образом, а может еще чего - не знаю. Еще одна загадка. Любопытен только один момент. Резистор просто и без затей прикреплен пластиковыми стяжками, но сидит на... (внимание!)... термопасте! Паста эта явно предназанчена для того, чтобы служить термоинтерфейсом между нагревающимся резистором (а иначе зачем он такой мощный, да и накальный ток далеко не мал) и экраном. В общем, внутренний экран сетевого трансформатора служит еще и теплоотводом. Плохеньким конечно, но все же... Еще одно оригинальное решение, однако.

Дальше ничего интересного. Питающие напряжения приходят на плату усилителя. Кстати, переменные напряжения подаются посредством тщательно закрученной витой пары. Где-то читал я про то, что это сильно снижает наводки.

Ну а на плате у нас расположены и диодные мосты, и конденсаторы блока питания.

От отдельного (и весьма мощного выпрямителя) питается светодиод индикатора питания и декоративной подсветки платы.


увеличитьУвеличить фото

увеличитьУвеличить фото

Тут можно производителю и вопрос задать: «А чего ж накал от выпрямителя не запитали, коли он у вас все равно имеется?!» И нет ответа ;)

Печатная плата

Так мы незаметно добрались и до печатной платы. Схему анализировать по печатной плате - занятие неблагодарное. Да мы, собственно, это уже и сделали по прилагающейся к усилителю принципиальной схеме. Могу лишь заметить, что монтаж очень аккуратный - не подкопаешься.

Сама плата изготовлена из очень толстого стеклотекстолита. Тут, кстати, стоит сделать небольшое «лирическое» отступление.

Советская промышленная ламповая техника, выполнявшаяся с использованием печатного монтажа, заработала себе славу не очень надежной как раз благодаря отвратительному качеству печатных плат. Из-за циклических перепадов температур контакты ламповых панелей с дорожками печатной платы со временем становились ненадежными. И тогда в устройстве возникала очень труднодиагностируемая неисправность. Помните, как иногда «чинили» рябь изображения в ламповых телевизорах? Кулаком по нему - хрясь! И, бывало, помогало. Контакт на какое-то время восстанавливался.

А причина была не в самих печатных платах как таковых, а скорее, в материале, из которого они изготавливались. Он назывался фольгированный гетинакс и представлял собой прессованную бумагу, пропитанную каким-то клеевым составом. Ну и чего хорошего можно было ожидать от такого хрупкого материала? У «Аскета» используется современный стеклотекстолит (по сути, стеклопластик). Этот материал на порядки лучше гетинакса по всем статьям. И по прочности, и по температурной стойкости и еще по многим другим параметрам. Так что зазря ругать печатную плату рассматриваемого агрегата не будем.

Еще один нюанс мне удалось разглядеть на печатной плате. Ламповые панели окружены рядом отверстий.


увеличитьУвеличить фото

увеличитьУвеличить фото

Надо полагать, вентиляционных. Вот только дно корпуса под платой «глухое» и притока холодного воздуха не обеспечивает. Разве что из «подвала» (напомню, так называют внутреннюю полость корпуса лампового усилителя, где, собственно и смонтирована его схема).

Ну и последний на сегодня «донос» на печатную плату: большинство деталей на ней реально советские. И для звука это хорошо, потому что советские металлопленочные резисторы очень мало шумят, а советские пленочные конденсаторы пусть и не демонстрируют чудес аудиофильности, но свою работу делают добротно и звучат на свои деньги с многократным перевыполнением пятилетнего плана партии... Ой!..

Радиолампы, конечно же, тоже советские.

А вот все электролитические конденсаторы - импортные. Думаю, они надежнее советских.

Внутренние «коммутации»

Теперь очень важный элемент - подача звукового сигнала на плату усилителя. От самого обыкновенного RCA-разъема, без единого нанограмма золота...


увеличитьУвеличить фото

увеличитьУвеличить фото

...усиливаемый сигнал идет по экранированным проводам к регуляторам громкости, а от них по таким же проводам уже на плату.

К проводам «истинные аудиофилы» относятся с особым трепетом. Я пока еще не заболел этой болезнью, поэтому просто расскажу все, что вижу, а вы уж судите сами.

Так вот, входной сигнал идет по самому обыкновенному экранированному проводу отечественного производства.

Экран у этого провода «голый». Я такой видел лет двадцать назад, когда потрошил старые ламповые радиолы. Но создатели «Аскета» все же укутали провод в ПВХ-изоляцию. Наверное, для того, чтобы исключить хоть какую-то возможность контакта экрана с корпусом. Скорее всего, это правильно.

Центральная жила экранированного провода кроме пластиковой изоляции обмотана шелковой нитью.

Я неслучайно разглядел этот момент. Дело в том, что один мой знакомый профессиональный акустик, между прочим, едва ли не с ученой степенью (определенно не скажу - неприлично такие вещи у человека спрашивать «в лоб»), говорил мне, что обмотанные шелком провода звучат намного-намного музыкальнее. Вот так-то! Знали об этом создатели «Asket-а» или просто купили провод какой придется — мне, наверное, никогда не узнать, но запишем этот маленький факт в виде крохотного плюсика усилителю.

А теперь пришло время изрядной ложки дегтя в казавшуюся до сих пор «медовой» конструкцию «Аскета».

Во-первых, переменные резисторы регуляторов громкости самые обыкновенные. По конструкции похожи на старые добрые советские. Сделаны очень добротно, но это скорее всего «китай». Так что аудиофильских ALPS-ов не ждите. Вот она, бюджетная сущность рассматриваемого аппарата во всей своей неприкрытой срамоте!


увеличитьУвеличить фото

увеличитьУвеличить фото

Впрочем, давайте будем реалистами: пара самых дешевых потенциометров ALPS будет стоить четверть от всей стоимости рассматриваемого усилителя. Вы все еще жаждете видеть их в данном агрегате? Я нет. А если отбросить аудиофильские предрассудки, то вот эти недорогие регуляторы громкости вполне прилично выполняют свою работу. Шума не создают, крутяться плавно и немного «вязко». Как раз то что нужно.

Во-вторых, соединяющие плату с выходными трансформаторами синенькие провода просто в нее впаяны, тогда как другие соединители на плате сделаны через разъемы.

Я бы сделал предположение, что это сделано для лучшего звука, но ведь дальше на пучке проводов поближе к трансформатору «сидит» разъемное соединение! Впрочем, это я просто предираюсь. На звук такие вещи вряд ли оказывают влияние.

В-третьих, соединяющие плату с трансформаторами провода довольно тонкие. Вот этот проступок мне видится более значимым. Жирного минуса ставить не будем, потому что на этой стадии у сигнала очень высокое напряжение и мизерные токи. Если какие-то помехи или наводки с амплитудой в пару милливольт и возникнут, то они затеряются на фоне полезного усиленного сигнала с амплитудой в пару сотен вольт. Выходной трансформатор благополучно трансформирует сотни Вольт полезного сигнала в единицы Вольт, а милливольты помех - в микровольты, которые не услышать никогда и никаким самым натренированным человеческим ухом. Даже если этот человек - истинный аудиофил.

А чтобы не так обидно было думать о тонких проводах, сам себя утешу тем, что они тоже из разряда «шелковых»!

Коли уж мы заговорили о соединительных проводах, то теперь мне придется забежать немного вперед и рассказать о проводах, соединяющих выходные трансформаторы с переключателем сопротивления нагрузки и выходными клеммами.

Вот тут уже по проводам распространяется готовый усиленный аудиосигнал. И производитель, дабы не дразнить настоящих ценителей качественного звука, выполнил все соединения настоящим аудиокабелем вполне приличного для данной мощности сечения.


увеличитьУвеличить фото

увеличитьУвеличить фото

Выходные трансформаторы

Итак, мы наконец добрались до наиболее интересного и, пожалуй, самого значимого элемента любого лампового усилителя - выходных трансформаторов. От их качества зависит очень и очень многое. Прежде всего, диапазон воспроизводимых частот. И самое главное - воспроизведение низких частот. Ведь для самих ламп передать их - не велика сложность (да вообще никакая не сложность!). А вот для трансформатора это целая «наука».

Все это дело усугубляется тем, что в нашем случае усилитель однотактный. Это значит, что на первичной обмотке выходного трансформатора присутствует постоянное напряжение смещения. Оно подмагничивает магнитопровод, и у того может не хватить запаса при намагничивании от полезного сигнала, потому как у железа магнитопровода уже наступит насыщение. Данное мной объяснение, скорее всего, не очень точное и правильное, но основной смысл такой.

Так вот, чтобы эффект от подмагничивания убрать, в разрыв магнитопровода вводят немагнитный зазор - прокладку из тонкого немагнитного материала - например, бумаги. Есть такое дело у трансформаторов «Аскета»?

Есть. Уже хорошо.

Следующая вещь, которая важна для правильного звукового трансформатора - индуктивность. Чем она больше, тем лучше трансформатором будут передаваться низкие частоты. Определяется не в последнюю очередь опять-таки, мощью магнитопровода. Как этот параметр оценить? А очень просто! Есть негласное аудиофильское правило: мощность выходного трансформатора должна быть в 10 раз больше выходной мощности самого усилителя.

У «Аскета» максимальная выходная мощность не более 4 Вт на канал. Значит, и выходные трансформаторы у него должны быть размером Ватт на 40. Определить мощность трансформатора в моих условиях не представляется возможным. Но если судить по их геометрическим размерам и соотнести оные с размерами трансформаторов в блоках питания, для которых мощность известна, то у «Аскетичных» трансформаторов имеются гарантированные 50 Вт. Так что с аудиофильской точки зрения у препарируемого агрегата все в полном порядке. Хотя и без фанатизма.

Кстати, на трансформаторах от руки написаны какие-то цифры (на одном из рисунков выше это было хорошо видно). Что они обозначают, догадаться невозможно, но по значению цифры близки между собой. Скорее всего, трансформаторы подобраны попарно на максимальное соответствие друг другу по параметрам.

Еще один момент, касающийся конструкции магнитопровода: считается, что чем тоньше пластины, из которых он набран, тем лучше для воспроизведения низких частот. У «Аскета», на мой взгляд, пластины самые обычные - не тонкие, не толстые. Даже ближе к электротехническим. В общем, чудес не ждем, но и рыдать нет никакого повода.

Ковыряемся дальше.

В радиолюбительских форумах настоящих ценителей лампового звука полно рецептов правильного приготовления выходного трансформатора. Трансформатор варят на умеренном огне несколько часов в смеси воска и парафина с добавлением воробьиного помета. Насчет последнего ингредиента я, конечно, пошутил :)

Но смысл таков - трансформатор должен быть монолитным. Зачем - не знаю. Может быть, для того, чтобы под действием переменных магнитных полей обмотки и пластины магнитопровода не «играли» и таким образом не вносили искажений в воспроизводимый сигнал?

В арсенале компаний, занимающихся производством трансформаторов и прочих «мОточных» изделий нет проварочных цехов, но есть гораздо более эффективная технология - вакуумная пропитка. Я так думаю, у «Аскета» все сделано по-взрослому - его трансформаторы (все! и выходные, и сетевой) «с головы до пят» пропитаны специальным электротехническим лаком. По крайней мере, выглядят «Аскет-ичные» трансформаторы в точности, как и трансформаторы из старой военной ламповой аппаратуры, кою мне довелось в юности курочить. Только там вообще все было залито таким же лаком, что сильно осложняло процесс корректного извелчения из списанных блокой нужных мне деталей.

В общем, думаю, нормальные у этого усилителя трансформаторы. Все, что реально нужно и важно - в них сделано.

А это что за цилиндрик на проволочке примостился прямо на выводах первичной обмотки выходного трансформатора? Может быть, он нам звук будет портить?!


увеличитьУвеличить фото

К счастью, думаю, нет. Это вполне безобидный для аудиофила газовый разрядник на 350 Вольт.

Работает просто и эффективно: если напряжение на его выводах хоть немного превышает 350 Вольт, то внутри данного прибора возникает разряд, шунтирующий в нашем случае первичную обмотку выходного трансформатора. В общем, это она самая и есть - упомянутая в руководстве по эксплуатации «система защиты выходных трансформаторов от включения без нагрузки». Полезная штука, на самом деле. У однотактных ламповых усилителей есть такая «болезнь». Есть включить их без нагрузки, то напряжение на выходном трансформаторе растет лавинообразно и достигает таких высот, что возникает пробой (то есть, тот же самый разряд) выходной лампы и выходного трансформатора. Лампа-то переживет подобную неприятность, а вот выходной трансформатор - нет.

Несмотря на наличие такого защитного элемента, я бы владельцу «АСКЕТа» настоятельно не рекомендовал испытывать судьбу. Разрядник-то примет на себя удар - сомнений нет, но ведь это означает по сути, короткое замыкание в цепи анода лампы! И хотя для лампы (в отличие от транзистора), это не так фатально, но все равно ничего хорошего. Особенно если это будет длиться сколь-либо продолжительное время.

Ну вот, собственно, обзор внутреннего устройства лампового усилителя и закончен. Теперь самое время с полным осознанием послушать, что получилось у «СовИнж Аудио».

Контрольное прослушивание

Была б моя естествоиспытательская воля, я бы этот раздел выкинул не жалеючи!

- Почему?! - скажете вы изумленно. - Ведь ради удовольствия от прослушивания все эти усилители и существуют!

- Потому, - отвечу я вам, - что прослушать собственно сам усилитель мы не сможем никогда. Мы всегда неизбежно будем слушать связку «Усилитель - Акустическая система». А это уже совсем не та правда, которая нам нужна.

Именно поэтому меня так забавляют аудиофильские рассказы о том, что «послушал я такой-то усилитель на таких-то лампах - звук был прозрачный, кристально чистый и т.п.»

Другой ему говорит о том, что «на тех же лампах, но с какими-то небольшими изменениями в схеме бас стал мясистым, упругим, а «верха» рыхлыми»...

И никому почему-то невдомек, что прежде всего они слушали пусть одни и те же лампы в сходном схемотехническом оформлении, но на разных акустических системах, в разном акустическом оформлении и в разных комнатах с разной мебелью, коврами и прочим, прочим, прочим!

Вот так-то...

"Новые паровозные технологии (продолжение)"

Страницы: 1 2 3 4

Оставить комментарий