Все статьи Лейтенанта Коломбо Оставить комментарий
Статья посвящена детальному обзору лампового усилителя «ASKET» производства малоизвестной фирмы «СовИнж Аудио». На примере данного образца современных ламповых усилителей рассказывается об особенностях ламповой техники вообще, о значимых нюансах, присущих ламповой аудиотехнике высокого класса, а также о мифах и легендах, сложившихся вокруг ламповой техники в современном сообществе ценителей качественного звука.
Введение
Лампы (вернее, радиолампы) манили меня своим волшебным теплым светом давно. Еще в те далекие времена, когда я, будучи ребенком, заглядывал сквозь вентиляционные отверстия внутрь корпуса какого-нибудь лампового электронного устройства - радиолы или телевизора. Но к тому времени, когда ко мне пришло хоть какое-то понимание работы электронных приборов, «его светлейшество» радиолампа окончательно ушла со сцены. И свой радиолюбительский путь мне пришлось начинать уже в дружной компании скучных и холодных полупроводников. А потом пришла эпоха цифры, которая и вообще одним махом положила конец моему едва начавшемуся радиолюбительству.
Не знаю как вам, а лично мне всегда казалось, что цифровые устройства совместить с ламповыми никак нельзя. Ну судите сами. Цифровые устройства питаются очень низкими напряжениями и презирают всевозможные помехи и шумы. Ламповые схемы наоборот — питаются очень высокими напряжениями и, как всякая аналоговая техника, весьма чувствительны к помехам и шумам.
Мои представления были разрушены одним малозаметным фактом: в 2002 году вполне себе компьютерная фирма AOpen выпустила на рынок материнскую плату AX4B-533 Tube, на которой была установлена радиолампа, а за компанию и несколько «аудиофильских» конденсаторов MultiCap, резисторов Vishay и проводов CARDAS.
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Так вот! Ламповая схема использовалась в усилителе интегрированной звуковой карты и, говорят, здорово смягчала отвратительный цифровой звук, порождаемый бюджетным аудиочипом.
Затея компании AOpen была подхвачена очень вяло. Вялость движения по непосредственной интеграции радиоламп с цифровыми устройствами объясняется очень просто. Реализация и практическая ценность такого рода решений весьма сомнительны - для хорошего звука одной лампы, грубо говоря, было мало.
И даже трех ламп все равно мало!
Потому что не в лампах счастье. Важны и другие компоненты. Например, согласующие трансформаторы.
Тут нужен хотя бы простой, но полноценный ламповый усилитель звуковых сигналов, а он много весит, много стоит, много электричества кушает и безумно греется.
Тем не менее, немногочисленные последователи и, в первую очередь, сама AOpen, учли ряд ошибок пионера. В лампах они разглядели совсем другие ипостаси: модность, элитарность и богатейший моддерский потенциал.
Так, в одной из следующих «ламповых материнок» AX4GE Tube-G, AOpen уже использовала конденсаторы попроще, зато окружила слабо светящуюся лампу светодиодной подсветкой (в лучших китайских традициях - «вырвиглазно-синего» цвета), что явно свидетельствовало о более «правильном» сдвиге фокуса в сторону визуальных эффектов.
Однако, несмотря на некоторую надуманность применения ламповых конструкций в составе ультрасовременных цифровых устройств, потенциал связки цифрового источника звука (особенно, если он высококачественный) с аналоговым звуковым трактом на лампах все же был продемонстрирован широким слоям населения. Дело за малым - за лампами!
![]() ![]() |
И вот тут нас поджидает одна засада. На фоне более чем доступных цифровых аудио решений любые ламповые схемы стоят совершенно нереальных денег, а в пределе легко могут приблизиться к стоимости нового импортного автомобиля малого класса! Оно где-то даже и понятно, почему так. Ламповые схемы не технологичны. Чаще всего собираются с помощью архаичного объемного монтажа (а это всегда ручной труд), который применялся в 60-х и ранее. Не экономичны: КПД составляет единицы процентов. И совершенно не практичны: греются до сотен градусов, весят десятки килограмм и т.д. и т.п.
«Братья китайцы» пытаются помочь несчастным аудиофилам в меру своих нескромных сил (ведь ручной труд у них совсем не дорог) и производят более-менее доступные по цене устройства. Но их лампы почему-то не звучат. А как вы хотели?! Чтобы сделать качественную радиолампу, недостаточно в стеклянную колбу запаять несколько проволочек с жестяночками! В Европе, Америке и СССР десятилетиями шлифовали конструкции электронных вакуумных приборов. Подбирали для электродов сплавы, содержащие драгоценные металлы. Разрабатывали составы покрытий и нюансы точного изготовления сеток, катодов и анодов радиоламп. Целые институты трудились! Далеко не все можно скопировать, разбив лампу и посмотрев, что у нее внутри.
Но если в китайскую схему воткнуть породистые лампы, то и после этого она не станет звучать по высшему разряду, потому что для хорошего звука важно и качество монтажа, которое у наших трудолюбивых товарищей традиционно хромает, и качество остальных компонентов схемы: резисторов, конденсаторов и, самое главное, трансформаторов!
Ведь если подумать, на чем поднялась китайская электроника? На цифре! А для цифры не так уж важно, сколько и каких шумов порождают резисторы и конденсаторы. Так что в ламповой электронике китайцы - дети малые.
Понимая все это, ваш покорный слуга и не рыпался. Ждал, пока соберется приличная сумма свободных денег, которую он потратит на настоящий качественный ламповый усилитель.
Комментарии
Дорогой автор, большое Вам спасибо за чудесную статью, за юмор и огромный оптимизм. Пишите еще.
Так что пока не затухла вспышка энтузиазма, побежал виртуально мусорить на экране монитора ;)
я был первым.
но с удовольствием опять подпишусь под этими словами.
сегодня рубился с товарищем по поводу китая (мы оба радиофизики...тока этим не зарабатываем).
так я ему не сказал , разве только про то ...
пока есть среди славян энтузиасты ...(что-то мой поэтический слог лыка не вяжет) у нас ещё есть кой-какой вид на будущее.
Читать все комментарии (12)