Новые паровозные технологии

Страницы: 1 2 3 4 

Руководство по эксплуатации

Наличие в комплекте с приобретаемым прибором полноценного руководства по эксплуатации нынче большая редкость. Чаще всего прилагается листок-другой глянцевой бумаги с информацией, предназначенной скорее для защиты производителя от возможных претензий со стороны покупателя и для соблюдения формальности, нежели для сообщения нам горемычным пользователям их продукции реальной и полезной информации о правилах ее использования.

А вот в советские времена все было иначе. Бытовая электроника сопровождалась целой стопкой разных брошюрок, содержащих едва ли не конструкторского уровня информацию! К магнитофонам высшего класса, например, прилагался целый альбом принципиальных схем! Вот только качество бумаги было очень неважным. Но если бы можно было выбрать, я бы выбрал «советский вариант».

А тут?

А тут у нас как раз он и есть. Советский вариант. «СовИнж Аудио» в полном согласии со своим названием прилагает к казалось бы совершенно примитивному изделию полноценную книжечку в 50 страниц.

Полистаем?

В самом начале обнаружилась страничка с благодарственным и проникновенным текстом, который сообщает своему наверняка редкому читателю о том, что данное изделие почти полностью состоит из отечественных деталей, сделано в России (а вы как думали!), и это хорошо, потому что кризис на дворе, деньги остаются в стране... Ну про кризис и деньги, конечно, никто не писал. Это я уже сам додумал :) Но смысл, я уверен, примерно такой.

Как к этому относиться - личное дело каждого. Это, скорее, политика, нежели меломанство.

А «полностью», как видим, не получилось - без Китая теперь не могут обойтись даже нео-советские компании.

Дальше интересней. В руководстве по эксплуатации расписано до мельчайших подробностей буквально все! Как подготовить усилитель к первому включению (оказывается, тут ламповая техника приготовила нам небольшой сюрприз). Как включать и выключать усилитель, как его хранить, как перевозить, как и на какие менять лампы(!). А в приложение помещена настоящая микро-энциклопедия, рассказывающая о некоторых особенностях эксплуатации ламповой техники.

Вот уж что-что, а информационную поддержку аскетичной не назовешь! Все это так непривычно, что, как видите, описанию руководства по эксплуатации скромного усилителя я выделили целый раздел своего обзора.

В лучших традициях советских бытовых приборов, к руководству по эксплуатации пришпилена электрическая принципиальная схема, из которой можно узнать кое-что полезное.

Анализ схемы

Рассматривая схему, я, прежде всего, обратил внимание на упоминание еще одного изделия компании - «Аскет-М». Нетрудно было догадаться, что на принципиальной схеме элементы этого варианта усилителя нарисованы серым цветом. В целом же отличий не много. У модифицированного «Аскета» добавлена пара-тройка деталек в блоке питания, катушечка на входе и светодиодные индикаторы уровня входного сигнала.

Индикаторов на корпусе рассматриваемого аппарата не наблюдается, значит, в моих руках самый простой вариант усилителя. Ну и ладно! Не больно-то и хотелось.


увеличитьУвеличить фото

Схема усилителя представляет собой самую что ни на есть классику — двухкаскадный ламповый усилитель мощности звуковой частоты. Усилитель однотактный класса А. Между прочим, самый что ни на есть модный вариант. За такими схемами ходит слава наиболее качественных в плане воспроизведения звука, но традиционно слабых с точки зрения мощности. Двухтактный усилитель на тех же лампах был бы в четыре раза мощнее, но и с гарантированными искажениями.

На самом входе перед самой первой лампой стоит разделительный конденсатор. Для звука, говорят, это не очень хорошо, но для гарантированной надежности и безопасности без этой детальки почти нельзя. А поскольку у нас промышленное изделие, то претензии предъявлять было бы не корректно. Сам конденсатор пленочный, советский. Это вполне прилично. Но и не Mundorf. Скажем так, на четверку. Кстати, а ведь его, наверное, можно выпаять и заменить перемычкой. Да просто выводы обмотать неизолированным проводом - вот вам и перемычка. Для экспериментов вполне подойдет. Только осторожно! Смотрите чтобы не замкнуть чего лишнего! И посмотреть, что получится. А можно заменить на более породистый от того же Mundorf.

В первом каскаде используется лампа 6Н3П, которая есть два триода в одном баллоне. Соответственно, по триоду на каждый стереоканал. Триоды - это хорошо. Лампа 6Н3П тоже хорошая, хотя и не для звука разрабатывалась, а для высокочастотных цепей радиоприемников (ну или что-то около того). Ну в общем, тут все в порядке.

Далее следует межкаскадный конденсатор. Вот без него уже, считай, нельзя. Он примерно такой же, как и на входе. Оценка, соответственно, такая же.

Удалять этот конденсатор я бы категорически не рекомендовал. Но его тоже можно заменить на что-то «породистое аудиофильское».

Теперь одна из важнейших составляющих любого лампового усилителя — выходная лампа. У нас она 6П14П. Это весьма знаменитая лампа, разработанная специально для звуковых применений. Ее зарубежный аналог называется EL84. Лампа относится к пентодам и представляет собой значительно усовершенствованную конструкцию самой первой радиолампы - триода. Да по сути, это все тот же триод, у которого есть две дополнительные сетки, используемые для нейтрализации всяких вредных эффектов, которых полным-полно в триодах. Но некоторым аудиофилам всякие там инженеры не указ, и они утверждают, что «чистый» триод звучит лучше всего на свете. Спорить с этим утверждением я не стану. Однако, пентод можно запросто подключить как обычный триод. При этом звучать он начинает по-триодному, но сильно теряет в мощности. У «Аскета» мощность и так не велика, так что тут не до триодного включения, поэтому выходная лампа в данном усилителе работает в родном для нее пентодном режиме.

Если пытаться судить о звуке пентода против звука триода, то первый, говорят, звучит более современно. Чуть более «по-транзисторному». Второй наоборот — само воплощение старинного лампового звука. На самом деле, как мне кажется, разница минимальная. Но пентод несколько более всеяден в плане музыкальных жанров, а звук у него ничуть не менее ламповый, чем у триода. Впрочем, тут все сильно субъективно.

Что еще можно выудить из схемы усилителя?

Тут есть отрицательная обратная связь (ООС). Говорят, без нее лучше звук, но стабильность параметров схемы не гарантирована. Да пентоду без обратной связи и нельзя никак. В штучных экземплярах усилителей на триодах, да еще и с индивидуальной настройкой, можно обойтись без обратной связи. В промышленных масштабах с ООС, пожалуй, надежнее.

Смотрим на схему далее.

Важной составляющей звука в ламповых усилителях является блок питания. Ведь он не просто предоставляет усилителю питающие напряжения нужной величины. Он выпрямляет изначально переменный ток и сглаживает пульсации после такого выпрямления. Ну и может сам добавлять некоторое количество помех в питающее напряжение, а из него... прямиком в звук...

Так что уделим несколько строк анализу блока питания «Аскета».

Как я уже писал выше, в аппаратуре экстремального Hi-End класса применяют кенотроны. Они, если можно так сказать, очень естественны с точки зрения электротехники и потому не имеют камня за пазухой. Чего не скажешь о повсеместно заменивших их полупроводниковых диодах. У последних, говорят, есть всякие переходные процессы. Почти свободны от всего этого негатива только диоды Шоттки. У Аскета таких нет. У него самый обыкновенный блок питания с полупроводниковым мостом.

Кстати, для «Аскета-М» предусмотрена выделенная на схеме серым цветом модификация - дополнительные конденсаторы, подключенные параллельно каждому из диодов выпрямительного моста.

Но «ASKET» на звание Hi-End и не претендует. В описании к нему заявлено, что он относится к классу Hi-Fi. Так что ему такая АСКЕТичность вполне простительна.

А вот полноценный фильтр помех из сети электропитания у него есть. Поэтому работающая электродрель в соседской квартире посредством электросети звук вам не испортит. Скорее, стены будут так дребезжать, что вы сами ничего не захотите слушать.

Только надо помнить, что все фильтры работают мало-мальски эффективно лишь при подключенном заземлении.

Последняя вещь, которой пугают аудиофилов, это фон переменного тока, выражающийся в доносящемся из колонок тихом низкочастотном гуле. Это далеко не самая фатальная вещь, которая может «убить звук». Слышно ее только в паузах между музыкальными произведениями. Однако, впечатление такая оказия все же испортить может.

Высокое напряжение питания «Аскета» у нас выпрямлено и почти наверняка достаточно отфильтровано конденсаторами большой емкости. Тут подвоха ждать не стоит. Да и о каком фоне переменного тока и мало-мальски значимых пульсациях питающего напряжения можно говорить, если на одних только конденсаторах усилитель звучит секунд 20 (после выключения анодного напряжения).

Другое дело - накал ламп. Опять-таки, у солидной техники его тоже выпрямляют. Но «Аскет» не был бы АСКЕТичным, если бы пал так низко и погряз в роскоши! Никакого выпрямления! Накал питаем прямо от трансформатора переменным током!

Тут надо отметить, что у ламп с косвенным накалом переменный ток накала нигде со звуком не «соприкасается», так что никакого криминала в такого рода питании вроде бы и нет. Да и вся бытовая аппаратура прошлых лет так была устроена. Но ведь «Аскет» у нас с претензией на Hi-Fi! Смотрим на схему. А там все же предприняты определенные шаги. Во-первых, накал радиоламп устроен по схеме с искусственной средней точкой. И этого уже вполне достаточно для АСКЕТичного класса. Но это еще не все. Во-вторых, у «Аскета» на накальных цепях организован весьма приличный положительный потенциал. Почти 50 Вольт (это при величине самого накального напряжения - 6.3 Вольт). Вот этот самый потенциал и не дает в лампах образовываться вредному диоду между нитью накала и катодом, когда на последнем присутствует положительное напряжение, а на спирали - отрицательная полуволна переменного накального напряжения. О как сказал! :)

В общем, судите сами: пара копеечных деталек (резисторов) - и железобетонная перестраховка от фона переменного тока. Вполне себе рациональный подход. Одобряем :)

На этой оптимистичной ноте позвольте и закончить изрядно затянувшийся анализ схемы усилителя.

А как оно работает на самом деле, - послушаем.

Анатомия пациента

А теперь, лично для меня самое-самое интересное. Взгляд внутрь!

Откручиваем 6 винтов, крепящих дырчатую крышку печатной платы, и на всякий случай вынимаем лампы из их панелей (их можно будет вставить обратно, как только снимем крышку всего корпуса усилителя).

Теперь снимаем ручки регуляторов громкости (они застопорены винтами). И, открутив четыре винта с боков корпуса усилителя, наконец-то снимаем его крышку.

Общий взгляд на конструкцию

Внутри нашему взору открываются поистине «сибирские просторы»! Во-первых, внутренний короб зачем-то выкрашен белой краской. Во-вторых, расстояния между элементами усилителя просто огромные по сравнению с обычными электронными приборами. Виден русский размах :)


увеличитьУвеличить фото

увеличитьУвеличить фото

Кстати, для звука это только плюс: меньше наводок друг на друга сделают компоненты усилителя.

Еще одна примечательность, которую видно на фотографии общего вида: внутри все трансформаторы окружены экранирующими бортиками. То есть, они почти наглухо изолированы друг от друга и от печатной платы усилителя: снаружи - крышками, а внутри - экранами. И, в некотором смысле, изолированы даже двойными стенками.

Такую «расточительность» не на каждой Hi-End конструкции увидишь. Очень часто, например, производители именитых «ламповиков» закрывают экранами лишь саму катушку трансформатора, а магнитопроводы просто разворачивают в перпендикулярных направлениях.

Что ж, вера в правдивость заявленных производителем «Аскета» характеристик имеет тенденцию укрепляться на глазах.

Все резьбовые соединения имеют шайбы и замазаны изнутри лаком - чтобы самопроизвольно не раскручивались. Особенно при вибрации и тряске.


увеличитьУвеличить фото

увеличитьУвеличить фото

увеличитьУвеличить фото

Вроде бы не очень нужная для бытовой техники вещь — это ж не самолет! А все равно приятна такая старательность производителя. Причем проявленная там, где ее вряд ли кто увидит и отметит. Впрочем, может быть, производитель как раз и рассчитывал на таких вот не в меру любознательных граждан, как ваш покорный слуга. Тем не менее, продолжаем укрепляться в вере дальше и надеяться, что в остальном все будет так же неплохо.

А теперь пройдемся по всему усилителю от сетевой розетки к выходным клеммам.

Страницы: 1 2 3 4 

Оставить комментарий

Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)