ПРОЕКТОРЫ - ТЕСТЫ

Обзор DLP проектора Optoma HD87

Страницы: 1 2 3

Как и следует ожидать от расширенного меню, здесь имеются опции для множества важных настроек изображения, а также предлагаемые в маркетинговых целях, которые лучше совсем не использовать. Настройка гаммы предлагает полезную, почти полностью ручную систему регулировки с возможностью точной подстройки графика кривой. Pure Engine – это фирменное усовершенствованное меню видеообработки Optoma, в котором есть возможность регулировки системы кадровой интерполяции и цветопередачи, с которыми можно «поиграться» и в конце концов выключить, т.к. они нарушают естественный образ и восприятие фильма или телепрограмм. Возможно, только спортивный материал реально выигрывает от использования Pure Engine, если эта система тщательно настроена, и вы не против того, чтобы время от времени видеть случайные артефакты. В фильмах эта функция работает аналогично другим подобным системам, представляя классическое кино, как мыльную оперу, снятую на цифровую камеру с высокой скоростью смены кадров. Да, изображение получается приятно-плавным, но при этом пропадает естественность движения. И кроме того добавляются некоторые довольно забавные артефакты, такие, как куски стены, преследующие Бонда, когда он пробегает по коридору в «Казино Рояль». Мы вас не обманываем! Наш совет: поэкспериментировать минут десять с настройками Pure Engine и выключить их, чтобы получить от проектора натуральное изображение.

В меню представлен регулятор системы автонастройки диафрагмы, которая управляется позициями от 1 до 10, при этом большее значение соответствует увеличенному раскрытию диафрагмы объектива. В прежних обзорах уже несколько раз отмечалось, что более всего хотелось бы видеть развитие технологий подсветки, которые естественным образом увеличивают контрастность и динамический диапазон проектора, а не электронные «обманки» вроде системы автонастройки диафрагмы объектива. Я всегда отключаю подобные системы, если они есть в проекторах о которых пишу обзор. Поскольку, как правило, более целостное и качественное изображение достигается при условии правильной настройки проектора для условий окружающей среды. Поэтому выключение системы автоподстройки диафрагмы объектива пойдет только на пользу, т.к. будет меньше отвлекающих артефактов и удастся получить более целостное изображение.

Подобный обман и в LCD телевизорах, использующих эффект общего затемнения, при этом фактически теряется детализация изображения в тенях и сужается динамический диапазон. Но на большинстве проекторов пользователь, по крайней мере, имеет возможность отключения этих систем. В последнее время, хотя и наблюдается некоторое движение в правильном направлении совершенствования технологий, но в общей массе проекторов его практически не заметно.

Меню и настройка
увеличитьУвеличить фото
Меню и настройка
увеличитьУвеличить фото
Меню и настройка
увеличитьУвеличить фото
Перейдя в подменю настройки цвета (Colour Settings), мы увидим самую важную опцию для настройки изображения – цветовую температуру, влияющую на баланс белого цвета. Как и следовало ожидать, опция D65 наиболее точно соответствует общепринятым стандартам точности цветопередачи для некалиброванного режима изображения. В следующей строке меню идет Colour Gamut (цветовая гамма), и здесь есть выбор на основе все тех же стандартов. Первоначально предлагается естественная (Native) цветовая гамма проектора, которая почти идентична стандарту DCI для цифрового кино. На первый взгляд это может звучать многообещающе, но, поскольку в спецификации DCI (пропускная способность которого намного превышает способность текущего 8-битного видео) не производятся ни Blu-ray диски, ни телепрограммы, то просмотр имеющегося контента при такой цветовой гамме не имеет смысла. Все, чего вы добьетесь, это добавите чрезмерную насыщенность цветам и заметный синий оттенок белым областям. Материал, который мы смотрим, не должен получать эффекты, которых в него изначально не заложено. Также, из-за расширенной цветовой гаммы становятся намного заметней погрешности зеленых оттенков в обычном материале. Где полезна естественная гамма, так это в процессе калибровки изображения с использованием системы CMS, позволяющей выставить координаты первичных цветов согласно рекомендаций Rec.709. Это важно, поскольку, к сожалению, доступная на HD87 гамма HDTV (Rec.709) (и опция SMPTE-C) на самом деле имеют недостаточную насыщенность, и эту ошибку можно заметить и измерить (об измерениях см. ниже).

Система управления цветом (CMS) является давно ожидавшимся дополнением для проекторов Optoma, она поднимает их до уровня конкурентов в этом ценовом диапазоне. Эта полная трехмерная система регулировки цвета, она позволяет управлять в цветовом пространстве x и y координатами, а также Y – пределами светимости (яркости), что является основой точной калибровки цветовой гаммы. К сожалению, в целом, представленный вариант CMS имеет программные ошибки, которые компания должна устранить. Подробнее об этом в разделе Калибровка.

Заключительные важные части этого меню – регуляторы баланса белого цвета (шкала серого) в меню Gain/Bias RGB, которые позволяют точно настроить гамму и цветовую температуру. Точное воспроизведение полутонов очень важная составляющая в настройке любого дисплея. Приятно видеть, что Optoma по-прежнему обеспечивает доступ к регуляторам калибровки, которые стали более точными в сравнении с прежними моделями.

Обратите внимание, что показанные в меню Image настройки не окончательные и не должны практически использоваться.

Первичные измерения
После извлечения из упаковки нового Optoma HD87 мы дали ему поработать примерно 30 часов, затем просмотрели все режимы настройки, чтобы найти оптимальные, наиболее близкие к стандартам для воспроизведения кино и телепрограмм. Остановились на режиме Cinema 1 с балансом белого D65, цветовую гамму выбрали для HDTV. Яркость и контрастность были установлены с помощью соответствующих тестовых шаблонов, полученных с нашего генератора Sencore VP401, для условий комнаты и заданного видеорежима.

Первичные измерения
увеличитьУвеличить фото
Обратив внимание в первую очередь на полученную шкалу серого и гамму, мы видим, что HD87 старается представить достоверное изображение, между тем на экране и в результатах измерений заметны небольшие погрешности. Хотя графики синего и зеленого цвета почти во всем яркостном диапазоне проходят близко друг к другу, они примерно на 5% выше образцового 100% уровня, а кривая красного цвета проходит приблизительно на 10% ниже. Реально, на экране это заметно, как белый цвет с синевой и недостаток насыщенности в красном. Провал гамма-кривой при яркости около 10% IRE мы считаем, связан с системой автоматического управления диафрагмой, не точно сработавшей в 1 позиции. На остальных участках гамма-кривая проходит лишь немного выше желательного уровня 2,2, что не является серьезной погрешностью для такого, как наше, затемненного помещения. В подобных условиях допустимо и слегка более завышенное положение кривой.

У проектора есть несколько вариантов цветовой гаммы, Native и HDTV (Rec.709) дублируются DCI (соответствующей Native) и SMPTE-C (соответствующей HDTV). На диаграмме Gamut CIE представлен вариант Native – это расширенная гамма, соответствующая спецификации DCI. Она шире, чем нам хотелось бы и связанные с перенасыщенностью ошибки более заметны, особенно в зеленом цвете. Как правило, тональность кожи представляется как бы «обожженной» на солнце и слегка зеленоватой на скулах. Мы не рекомендуем использовать этот вариант, если только вы не собираетесь с помощью CMS, отрегулировать первичные цвета в соответствии с рекомендациями Rec.709, как это сделали мы, см. ниже в разделе Калибровка.

Первичные измерения
увеличитьУвеличить фото
Первичные измерения
увеличитьУвеличить фото
Выше представлена гамма HDTV, которая должна соответствовать стандарту Rec.709, но, как можно отметить, представляется не достаточно насыщенной, в сравнении с образцовой. Цвета на экране представлены немного приглушенными, в сравнении с точно откалиброванным изображением. До выполнения калибровки наилучшие для просмотра настройки мы обнаружили при выборе опций HDTV и D65. По сравнению с другими вариантами, эти параметры предлагают наиболее точное изображение, есть всего несколько погрешностей, заметных лишь для самых зорких зрителей. Полагаем, что большинство пользователей будет довольно этими настройками, если для сравнения рядом нет калиброванного изображения с HD87. И помните, что у проекторов измеряемые результаты (и реально видимые) изрядно меняются со старением лампы в течение всего срока эксплуатации проектора. HD87 позволяет выполнить калибровку. Посмотрим насколько улучшатся результаты первичных измерений?

Калибровка
К сожалению, так часто бывает, отдельные ошибки программного обеспечения выявляются лишь на этапе реального тестирования систем, что мы и обнаружили с HD87. Прежде, чем я объясню, что мы обнаружили, стоит отметить, Optoma оперативно отреагировала на наш запрос, когда мы сообщили об ошибках в ПО, и начала работать над их устранением. К сожалению, исправить ситуацию до завершения нашего тестирования HD87 им не удалось. Но мы готовы продолжить работу с обновленным проектором Optoma и соответственно откорректировать результаты тестирования, когда ошибки будут исправлены.

Первоначально, используя в меню пункт RGB Gain/Bias, мы занялись калибровкой шкалы серого (полутонов), и достигли образцового результата с ошибками DeltaE намного меньше 1. Стоит напомнить, что любые погрешности ниже уровня 3, как правило, невидимы для подавляющего большинства людей. Таким образом, настройку шкалы серого можно признать совершенной. Хотя, есть все же небольшие проблемы с гамма-кривой при 10% яркости, и большая часть кривой смещена ниже образцового уровня 2,2. Но обычно это не представляет серьезной проблемы, мы всегда можем выбрать в меню гаммы несколько более высокое значение для общего подъема гамма-кривой. Однако, в данном случае, из-за недоработок программного обеспечения, сколько мы ни пытались, сделать это не удалось. Поэтому оставили все как есть, что видно на диаграммах. В целом, это далеко не столь серьезная проблема, но мы обнаружили еще и другие.

Калибровка
увеличитьУвеличить фото
Калибровка
увеличитьУвеличить фото
С помощью регуляторов CMS в режиме Native мы попробовали выровнять координаты первичных цветов в соответствии с требованиями стандарта Rec.709. Полнофункциональная CMS позволяет контролировать все три координаты цветовых точек – x, y и Y, или по крайней должна позволять. И тут мы выявили очередной программный «баг», проявляющийся при корректировке значений в отдельных пунктах. При смене значений система временами самопроизвольно возвращалась на верхний уровень СMS меню. Причем в отдельных случаях проектор работал с выставленными значениями, а иногда сбрасывал их. Все это продолжалось в течение более 8 часов. Наконец, проявив недюжинное упорство, нам удалось завершить калибровку и получить представленные выше впечатляющие результаты. Однако, тут мы попали в следующую ситуацию. При использовании другого входа калиброванные настройки были недоступны! Как вы можете себе представить, здесь из нашей лаборатории (и, вероятно, задолго до этого), раздалось несколько довольно крепких и громких (не менее 114db!) шотландских ругательств.

В конце концов, нам пришлось признать поражение, вернуться к первичным настройкам шкалы серого, отказавшись от использования CMS. Очевидно, такая ситуация представляет неубедительными полученные в результате тестирования результаты. Все полученные нами отличные результаты калибровки, которые предполагали возможность получения картинки великолепного качества, были недоступны из-за программных дефектов проектора.

Как уже упоминалось, Optoma работает над устранением выявленных проблем, и мы надеемся вскоре получить HD87 для повторного тестирования. В настоящее время наши оценки отражают фактическое качество проектора.

Страницы: 1 2 3
Главная страница > Тесты > Обзоры и тесты > Обзор DLP проектора Optoma HD87

Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)