Обсудить на форуме

Все статьи Владимира Стародубцева         Оставить комментарий

Возрождение Легенды

В предыдущей статье, по описанию усилителя мощности «Oberton-2x33C-stb», я говорил о лампе ГМ-70 и о том, что при построении усилителей на ней возникают некоторые моменты, которые необходимо учитывать в связи  со спецификой данной лампы.

Остановлюсь на некоторых из них, сдерживающих разработчиков усилителей на ГМ-70, считающих её не очень удобной при конструировании.

К ним, в первую очередь, относят слишком высокое анодное напряжение от +800 В и выше. В дальнейшем возникают определённые проблемы с источником питания, не говоря уже о выходных трансформаторах, к которым предъявляются высокие требования к изоляции, да ещё высокое внутреннее сопротивление ГМ-70 Ri=1200 Ом требует достаточно большой индуктивности первичной обмотки.

Затем, при прямом накале ГМ-70 требуется борьба с фоном, что является также немаловажной задачей. Не буду и дальше заострять внимание на многих проблемах с этой лампой, скажу только, что несколько лет назад ряд зарубежных фирм осуществлял выпуск усилителей на лампах такого уровня. Это и знаменитая 211 и 845 и ряд других, аналогичной технологии. Попала в эту обойму и наша ГМ-70.

Первой ласточкой, широко известной нам, был усилитель Menli на ГМ-70. Мы тоже, решив не отставать от других, разработали вариант усилителя на ГМ-70. Первые образцы были изготовлены где-то в конце 90-х годов прошлого столетия. Подход к схемотехнике был не замысловат. Анодное напряжение +800-900 В, питание традиционным источником или кенотроном, либо диодными мостами. Электролиты приходилось соединять «лесенкой», шунтируя их резисторами. Предварительная, а также драйверная часть усилителя выполнялась на октальных лампах типа 6Н9С и 6Н8С. В результате построения такого тракта усилители играли неплохо, но раскрыть потенциал самой ГМ-70 не удавалось. Многие считали, что такой звук не совсем отвечает требованиям любителей музыки. Было изготовлено несколько вариантов усилителей этой серии, а далее выпуск был остановлен, т.к. спрос был незначителен. Лампы ГМ-70 были отправлены на склад, а задел деталей законсервирован.

В дальнейшем всё внимание было сосредоточено на разработку усилителей с применением  6С33С, но уже с новым подходом, отличающимся от ранее выпускающейся модели Mustang, где пришлось активно внедрять стабилизированные источники питания, которые, по нашему мнению качественно повлияли на звучание этих усилителей. В предыдущей статье о 6С33С я более подробно говорил об этом.

Но как всегда, господин Великий Случай опять обратил наше внимание на усилители с применением ГМ-70. Как то наш бывший заказчик и владелец усилителя на ГМ-70 обратился за помощью проверить усилитель, т.к. при перевозке там что то нарушилось. Ремонт произвели, поинтересовались, сколько времени прошло с момента приобретения. 7 лет был его ответ. Мы внимательно прослушали эту модель, и тут у нас возникло желание вновь заняться разработкой усилителя на ГМ-70, но уже с учетом тех новых технологий, которые были получены в процессе разработки Oberton-2x33C-stb. Также накопился определенный опыт по источникам питания, пришедший после того как мы столкнулись с разработкой RIAA фонокорректоров, а именно, применение пленочных неэлектролитических конденсаторов в сочетании с кенотронным выпрямлением и стабилизированным анодным питанием. Поскольку стабилизаторы позволили на порядок снизить номиналы конденсаторов, тем самым, открыв путь для пленочных конденсаторов не боясь проблем с фоном.

В результате этих наблюдений решено было построить схемотехнику усилителя на ГМ-70 по принципу двухблочника: БП и УС.

Блок питания должен быть построен с применением кенотронов, пленочных конденсаторов, стабилизированного питания предварительного и драйверного каскадов. Смещение питать также от кенотрона с пленочными конденсаторами через дроссель. В усилителе применить схему предварительного и драйверного каскадов с использованием переходного трансформатора, который обеспечивает необходимый уровень возбуждающего напряжения для ГМ-70. Анодное напряжение решено было выбрать равным Ua=+1200В для того, чтобы полнее использовать не пробуждающую мощь ГМ-70, при питании её низким анодным напряжением равным +800-900 В.

В результате такого подхода удалось получить выходную мощность 2Х25 Вт на нагрузке 8 Ом и при коэффициенте демпфирования Кдемпф=15-16 раз, т.е. эквивалентно выходному сопротивлению Rвых= 0,5 Ом.

Здесь я сделаю небольшое отступление. Ранее в литературе обсуждался вопрос о необходимой и достаточной величине Кдемпф. Считается, что для лампового усилителя достаточно величины порядка 4-6 раз. Я с этим не согласен, т.к. по-моему мнению, чем больше эта величина, тем меньше импеданс акустических систем влияет на усилитель, и тем меньше наблюдаются переходные искажения. В нашем варианте усилителя есть еще один выход, где величина Кдемпф=5-6 раз, но при этом мощность на нагрузке 8 Ом достигает 40 Вт при 3%. Тем не менее при меньшей мощности, но с низким R ывх=0,5 Ом звучание усилителя более конкретное и артикулированное.

Хочу остановиться на питании накала ГМ-70. В усилителе предусмотрены два варианта питания накала, постоянным  и переменным током. При переменном токе уровень фона слышен, но незначителен, тем кому он не особенно мешает лучше слушать на переменном токе, а кого это будет раздражать, на постоянном. Дело в том, что когда накал питается постоянным током, то к катоду подключается цепь из диодов и электролитов, что безусловно сказывается на качестве звучания, но не настолько, чтобы это было сильно заметно, хотя кому как.  Альтернативой в таком случае могут стать два автомобильных аккумулятора. И это не шутка.

В целом считаем, что данная модель усилителя найдет своего потребителя, как нашла нас.

Резюме: звучание этого усилителя невозможно описать, его надо слушать.

Владимир Стародубцев (ака Дед)

Комментарии

Всего комментариев 12

слава
14 марта 2010, 10:14
А какие конденсаторы в фильтрах Вы используете? Я хочу сделать схему Манакова на 6Э5П+ГМ70 и использовать К78-41 400мкфх1000В по 2шт в моноблоке. Есть еще место под два 80х1000В в блоке питания. Дроссель есть 5Гн. Как лучше включать кондеры П или Г фильтром? Вообще хочу отказаться от электролитов, остальные только к78-41 200мкфх630В, в том числе в катоде 6Э5П(по 3 в параллель). Еще хотел спросить, как Вам схема снижения фона с двумя диодами в аноде ГМ-70? На напряжение больше 1000В не хочу замахиваться. Дорого. И так уже деталей и корпусов на 75т.р. набирается, для стерео.

Добавить комментарий
Ака Дед
23 марта 2010, 19:14
Слава, привет. Конденсаторы по высокому напряжению МБГВ 100мкФх1000 В.2 шт.Правда у меня кенотроны, то после них 10 мкФ+дроссель 5-10 гН, потом 100мкФх1000В+дроссель 5-10 гН+ 100х1000В. В драивере и смещении разные, вплоть до электролитов, но в сочетании с пленочными типа мбгч-1. По поводу фона на накале. Мост+4х4700+дроссель+4х4700. В катодах избегаю любых кондеров. Только фиксированное и в драйвере. Ака Дед.

Добавить комментарий
Еременко Анатолий.
10 марта 2012, 17:49
Приветствую. Какое анодное напряжение для ГМ70 все таки приемлемо ,т.е. необходимо и достаточно .у меня сейчас 900 в . емкость 200*1000 МБГВ выпрямитель кенотронный с удвоением . если нужно 1100 - 1200 выдержит ли МБГВ.Очень интересно ваше мнение .
По поводу накала не смог смириться с фоном . емкость после моста шотки ROE 82000 *25в . Каких либо ухудшений не заметил

Комментарии 1
слава
10 апреля 2012, 08:33
Анатолию. А Вас звучание при 900В устраивает?

Добавить комментарий
слава
12 июня 2012, 10:50
Подскажите? Имеет смысл делать радиатор для ГМ-70?

Комментарии 2
слава
07 июля 2012, 07:13
Намагничивание катода ГМ-70, это актуально или нет? Как влияет на звук? Как понять, что пора размагничивать?

Комментарии 1


Читать все комментарии (12)
Имя E-mail
   подписаться на новые комментарии раздела
Комментарий



||


Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)