Обсудить на форуме

Камо грядеши, винил?

Несмотря на безусловную победу цифровой аппаратуры для записи и воспроизведения звука, аналоговые аудио-носители по-прежнему остаются на рынке. И если в настоящий момент кассеты на нем занимают бюджетно-маргинальное положение (а значительная доля кассетных автомагнитол и музыкальных центров сегодня выпускается "специально для России"), то статус старых добрых виниловых пластинок во всем мире претерпел интересные изменения, которые мы и рассмотрим в настоящем материале.


Надежды и крушения 80-х:

Коммерческие надежды, возлагаемые в 1980 году законодателями бытового стандарта Audio CD - корпорациями Sony и Philips (а вместе с ними - и рядом других кровно заинтересованных компаний) оправдались в полной мере. Ведь в конце 70-х годов внимание к музыкальной продукции у массового потребителя стало рассеиваться из-за растущей популярности видеоприставок. Гигантов электроники и музыкальной индустрии, привыкших производить и продавать помногу, уже не устраивал уровень сбыта виниловых проигрывателей и пластинок - рынок был близок к перенасыщению.

Стандарт Audio CD был спроектирован с учетом чаяний этого самого среднего потребителя. В течение нескольких лет он вытеснил виниловые пластинки из массового оборота, вследствие превосходства по ряду объективных критериев.

Во-первых, благодаря беспрецедентной долговечности. В этом смысле магнитофонные ленты и пластинки, как говорится - "и рядом не лежали". Отсутствие механического контакта между диском и считывающим устройством позволяло эксплуатировать CD по несколько раз в день и делать это годами. Даже появление небольших царапин никогда больше не досаждало пользователю растущим уровнем шумов и дефектов. Во-вторых, Audio CD, представляющий собой диск диаметром 120 мм, заключенный в пластиковую коробку, несомненно, удобнее в эксплуатации и переноске, чем громоздкая и хрупкая виниловая пластинка в бумажной упаковке. В частности, появилась возможность интегрировать новый цифровой носитель в Car Audio, где до тех пор прижилась только магнитофонная кассета. В свое время все попытки конструкторов привнести в серийных масштабах в салон автомобиля звуковую аппаратуру высокого класса - большие катушечные магнитофоны и виниловые проигрыватели - окончились неудачей.

Немаловажную роль в победе CD сыграли его функциональные возможности. Несмотря на всевозможные технические ухищрения применяемые для виниловых проигрывателей конца 70-х, CD с его индикатором текущего воспроизведения, сканированием, мгновенным доступом к фрагментам записи и множеством других удобных автоматических опций, не оставил сопернику ни малейшего шанса.

Четвертым пунктом превосходства Audio CD над винилом шло качество звучания. В 1980 году "прогрессивность" нового формата был заявлена величинами динамического диапазона сигнала и отношения сигнал/шум - более 90 dB, что вкупе с искажениями менее 0,01 % означало: дни виниловой пластинки с ее щелчками и детонацией вращения сочтены.

Все последующие два десятилетия люди покупали компакт-диски (впрочем, по понятным причинам, в странах СНГ этот процесс начался с 90-х годов). Операция принесла барыши не только производителям электроники, но и музыкальным концернам, переиздававшим старые записи своих артистов уже в "идеально-цифровом" качестве. Кстати, цена на новый музыкальный носитель была поднята с 7-8 (винил) до 14-20 долларов. Естественно, любителям музыки ничего не оставалось, как раскошелиться во второй раз. Аналогичный трюк в 90-х годах был задействован с внедрением DVD, когда переиздавались фильмы ранее доступные на VHS и LD. Разумеется, что DVD-формат, технически использующий сжатие реального потока видео и аудио с неизбежными потерями, был разрекламирован как стандарт "исключительного качества звука и изображения".

Первые недовольные

Уже в первые годы существования CD многие щепетильные знатоки музыки были, мягко говоря, разочарованы звучанием знакомых записей на компакт-дисках. Среди оценок превалировали такие эпитеты как "плоский", "безжизненный", "искусственный звук". Выявились и неприглядные технические аспекты нового формата. Не оправдали надежд и заявленные высокие показатели динамического и частотного диапазона у компакт-дисков.

В частности, верхняя частота диапазона воспроизведения компакт-диска была равна половине его частоты дискретизации 44,1/2=22,05 кГц, в то время как у аналоговых носителей (мастер-ленты и бытовой грампластинки) этот показатель был гораздо выше. В принципе, частоты выше 19-20 кГц уже относятся к ультразвуку и соответственно, медиками относятся к "неслышимым". Но обертональные составляющие большинства акустических инструментов лежат именно в этой так называемой "неслышимой" области и оказывают влияние на впечатление от прослушивания. Если их нет, запись кажется "неживой", а звучание инструментов - формальным, резко снижая сопереживание слушателя исполняемому музыкальному фрагменту. Кроме того, репутация компакт диска была "подмочена" несовершенной цифровой аппаратурой первого поколения. В результате старые аналоговые записи были оцифрованы издателями довольно грубо, да и схемотехника CD-проигрывателей тогда была далека от совершенства. И вообще - сам способ восстановления исходной формы аналогового сигнала из цифрового потока данных по-прежнему таит в себе немало "подводных камней" и ограничений. Теперь журналисты в изданиях, посвященных Hi-Fi и Hi-End, если хотят сделать комплимент цифровому источнику, применяют определение "аналоговый", ностальгически вспоминая "живое и теплое", "неповторимое" звучание грампластинки.

И все-таки, несмотря ни на что, винил оказался на обочине истории: Давайте не будем переоценивать глубину запросов массового потребителя музыки. Для людей, которые сегодня ничтоже сумняшеся готовы слушать МР3 на мультимедийных "хрипунках", в 80-х компакт диски оказались более чем убедительны. Более того, без внимания к остальным компонентам аудиосистемы, факт обладания виниловой вертушкой еще не является залогом высококачественного звучания. На ширпотребной технике (а такая аппаратура всегда была и будет представлена в большинстве) потенциал аналоговой грампластинки никогда не раскроется. Да и не секрет, что в те годы рынок был просто завален дешевыми "вертушками" с посредственным звуком. Поэтому "стерильная чистота и бесшумность" CD оказались не такими уж и слабыми аргументами в их пользу.

Локальный ренессанс

Зато в таком узком и специфичном сегменте рынка как Hi End, виниловые проигрыватели пришлись как нельзя кстати. Не следует и забывать, что о Hi End, как явлении, начали говорить (и писать) именно в 80-х, то есть - с началом цифровой эры. Продажи пластинок, еще 10 лет назад упавшие практически до нуля, сегодня вышли из состояния комы и даже потихоньку начинают расти. Хотя, конечно, о конкуренции с CD не может быть и речи. Кстати, цены на пластинки заблаговременно сравнялись с компакт-дисками, а за аудифильские издания сейчас просят в несколько раз больше: Сегодня на винил обращают внимание не только престарелые, но и молодые меломаны, неудовлетворенные звучанием своих цифровых источников. Кроме того, винил по-прежнему традиционно остается неизменным атрибутом ди-джеев. Интересно, но большое количество этих пластинок, предназначенных для "внутреннего употребления" в танцевальных клубах, так и не издаются на CD.

Какие же мотивации сегодня понукают любителя музыки приобрести виниловый проигрыватель? Не секрет, что, например, старые записи классических произведений вполне способны конкурировать с новоделами и подарить радость своим владельцам даже спустя десятилетия. У множества меломанов за годы накопилось множество пластинок (или досталось от родителей). И они, несмотря на свой возраст, на хорошем аппарате способны обрести второе дыхание. Ведь по степени передачи художественного образа музыкального произведения, подавляющее количество опытных слушателей отдают предпочтение именно аналоговой, а не цифровой аппаратуре. И не забывайте, что винил приобретают, конечно же - увлеченные люди. Ведь ни один из компонентов аудиосистемы не предоставляет такого поля для апгрейда, как конструкция винилового проигрывателя. Глубокому "тюнингу" подвластно все - стол, тонарм, головка, мат и даже подставка, на которой стоит вертушка, не говоря уже про соединительные кабели.

Наконец, еще одна причина, к технике отношения не имеющая, но тем не менее, весьма актуальная на сегодняшний день. В эпоху глобализации и массового производства, особую ценность приобретает статусно-эстетическая маркировка индивида, его желание выделиться из "серой массы" обывателей. Манипуляции с художественно оформленным конвертом внушительных размеров, уход за пластинкой и ее прослушивание, само собой подразумевают некую ритуализацию поступков со стороны владельца, в этот момент осознающего себя в качестве оплота противостояния прессу культурной редукции и корпоративного оболванивания.

И в заключение, несколько примеров популярных виниловых проигрывателей.

Увеличить Pro-Ject Debut II - одна из самых известных моделей австрийско-чешской компании Pro-Ject Audio Systems, специализирующейся на добротных и отлично звучащих проигрывателях для любителей музыки со средним бюджетом. И хотя стоимость Debut II относится к нижней ценовой категории и не превышает 300 долларов, ее музыкальные способности (разумеется, с учетом цены) заслужили восторженные отклики как в аудиопрессе, так и на специализированных интернет-форумах.


Увеличить Technics SL-1210Mk2E - культовая ди-джейская прямоприводная модель, насчитывающая вот уже более чем двадцатилетнюю историю. За эти годы SL-1210 подвергался лишь незначительным косметическим изменениям, по-прежнему оставаясь массивным (11 кг) аппаратом с исключительно надежной механикой. И хотя этот проигрыватель нашел множество своих преданных поклонников далеко за пределами танцевальных клубов, требовательные аудиофилы, отдавая должное высокому качеству привода SL-1210, все же критикуют его за посредственный тонарм. Средняя цена на Technics SL-1210Mk2E колеблется в пределах 550-650 долларов.


Увеличить Rega P7 - совсем новая модель одного из наиболее авторитетных производителей LP-проигрывателей, тонармов и звукоснимателей, появившаяся в сентябре 2004 года. Опорный диск у P7 изготовлен из спрессованной керамической пыли, равной по твердости сапфиру. В качестве тонарма используется дорогая фирменная модель RB700, изготовленная из комбинации силикона и алюминия со встроенным прецизионным подшипником. Алюминиевое полированное основание проигрывателя имеет скелетную структуру, обладая не только великолепным внешним видом, но усиленными антирезонансными характеристиками. Цена - около двух с половиной тысяч долларов.




Оставить комментарий

Имя
Комментарий




||


Главная страница > HI-FI Профи > Аналитика > Камо грядеши, винил?

Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)