Обсудить на форуме

Акустическое завтра

Прогнозы дело хоть и не благодарное, но очень интересное. Как же, предсказать будущее на основе тщательного анализа, проследить тенденции и понять, что там во времени далёком или даже близком изменится? Занятие не просто увлекательное, но и полезное. Познав будущее, мы легче поймём настоящее. Где мы находимся и главное – почему.


На сегодняшний день большинство потребителей, к сожалению, считают, что проблем у акустических систем много. Рядового покупателя мало волнуют сложные технические параметры, вопросы согласования с усилителем, акустическое оформление помещения и многое другое. Он просто хочет получить максимально красивый звук. А ему объясняют: маленький корпус нельзя, частотный диапазон и динамическое разрешение должно соответствовать новым форматам типа DVD-Audio и SACD, в вашей комнате необходимо повесить звукопоглощающие экраны, провода покупайте только с маркировкой направления, да и главное, слушайте, слушайте, слушайте и покупайте то, что вам эмоционально понравится.

Представьте: вы покупаете стол, а вам продавец-консультант истолковывает, что ножки должны быть изготовлены только из материала N, размер его меньше чем 1.29х3.15 метра быть не может, и ни в коем случае не кладите на него вещи, вес которых превышает 0.79 кг, да и вообще, в вашем доме он ровно стоять не будет, что бы вы не делали. Такая, казалось бы, смешная ситуация, является нормой на рынке акустики. Почему? Не так то просто преодолеть ограничения, накладываемые самой физической природой звука, плюс особенностями его человеческого восприятия. Но на месте наука не стоит, постоянно предлагая всё новые и новые технологии, как минимум удорожающие продукт, как максимум, улучшающие его.

Отметим одну маркетинговую тенденцию. Люди хотят маленькие колонки, при этом звучащие как большие. Так называемые МАС (малогабаритные акустические системы) всё больше и больше востребованы потребителем. И многие фирмы стали производить life-style колонки, где основным материалом стал алюминий (имеющий повышенную жёсткость), а форма корпуса стала округлой или даже каплевидной.

Минусом можно назвать излишнюю звонкость звука и недобор басового спектра, но тут выручит вездесущий сабвуфер. Если раньше такие маленькие колонки не создавали нужного имиджа (как и маленький автомобиль), то сейчас чаще можно встретить размышления о количестве размещаемых колонок в комнате.

Веяние моды – домашний кинотеатр. «Что касается домашнего кинотеатра, то качество звучания, здесь ниже, чем в двухканальном Hi-End и даже Hi-Fi прежде всего из-за методов сжатия звукового материала», комментирует Дмитрий Георгиевич Свобода, руководитель Акустического центра кафедры Радиовещания и электроакустики МТУСИ: «Натуральная звуковая картина почти всегда подменяется «разукрашенной» пространственными и динамическими спецэффектами фонограммой, которую отдельно, без видеоизображения, слушать неинтересно. Но поскольку система домашнего кинотеатра сейчас модна, зрелищна и весьма доступна по цене, то её дальнейший раскат будет продолжаться. Здесь уже проявился расклад на системы «начального уровня», «более продвинутые», «крутые», исходя из стоимости DVD тракта и метода видеопроекции. Каждый пользователь выбирает исходя из финансовых соображений, требования к качеству видеоизображения и, уже в последнюю очередь, качества звучания. А этот критерий субъективен, поэтому большинство пользователей довольствуется примитивным звучанием. И, понимая это, производители зачастую экономят больше всего именно на звуке».

Несмотря на то что многие аудиофилы в форумах предрекают кончину стереосистем, и воцарение на троне дешёвых комплектов домашнего кинотеатра, эксперты рынка не соглашаются с таким положением дел: «Думаю, ни о каких апокалиптических настроениях в отношении классической стереофонии речь не может идти!»,- говорит Сергей Леонидович Клобуков, PR-менеджер группы компаний Synergenta: «Несмотря на очевидный интерес масс к многоканальности в домашнем кино, музыку слушали, слушают и будут слушать в стерео. Разумеется, мультиканальный звук интересен не только в кино, но пока нет оснований полагать, что производители «контента» и публика слушающая музыку (в том числе, в наушниках!) отвернется от стерео.

Популярность аппаратуры для домашнего кинотеатра, вероятнее всего, продолжит расти в нижнем и среднем ценовых диапазонах. Стабильный спрос на стерео останется на краях – миниатюрные музыкальные центры (микросистемы) и HI-Fi-комплексы высшего класса. Этот процесс уже длится не первый год». Соглашается с ним и Валерий Владимирович Гилёв, руководитель компании CrystalVox: «Уже сейчас многие собирают раздельные системы для музыки и кино. Судя по посещаемости концертных залов, интерес к музыке есть, следовательно, сохранится интерес и к ее воспроизведению». Оптимистично на будущее стерео смотрит и Дмитрий Георгиевич Свобода: «Несмотря на явное смещение современного рынка в сторону домашнего театра, он никогда полностью не вытеснит высококачественный домашний звук. И интерес к последнему через несколько лет начнёт возрождаться. Как, неожиданно для всех, это случилось с винилом, несмотря на повсеместный переход на CD». Категоричное мнение высказал и Андрей Владимирович Решетник, технический директор салона «Солярис»: «Я считаю, что высококлассные стереосистемы будут пользоваться стабильным спросом».

Резюмируя высказывания экспертов, можно сказать, что стерео останется навсегда (пока есть люди готовые слушать записи сделанные в этом формате), а домашние кинотеатры вполне законно осваивают свою нишу, и при этом всё равно требуют качественных технологических решений. Читая новости, в том числе и нашего издания, крайне редко можно встретить новость о новой разработке и уж тем более о научном прорыве в акустических системах. В чём же проблема?

«Крупные игроки Hi Fi давно не вкладывают средства в разработку новых акустических систем», считает Валерий Владимирович Гилёв: «Практически все технологии, используемые сегодня при производстве акустических систем, представляют собой незначительные изменения существовавших 10-30 лет назад. Домашний театр сыграл злую шутку с аудио - много хороших изобретений и технических решений утрачивается». Но с таким утверждением не соглашается Сергей Леонидович Клобуков: «Исследования в области акустики не прекращаются! Однако их роль на сегодняшний день нельзя назвать определяющей, поскольку общество пока не ставит глобальных задач в этой сфере (в основном – прикладные решения).

В связи с этим хотелось бы отметить последние работы инженеров-акустиков датской компании JAMO, которые в течение нескольких лет активно изучали многочисленные аспекты создания дипольных акустических систем, их взаимодействие с помещением, психоакустические эффекты… Важно подчеркнуть, что научная составляющая этой работы не осталась «под сукном», а нашла отражение на практике: в 2005 году была создана флагманская модель JAMO Reference R909, которую сейчас уже можно увидеть и в России.

Смею утверждать, что это нео-классическое решение заслуживает внимания аудиофильской общественности и появилось лишь благодаря научным изысканиям». С тем, что научные исследования есть, и их результаты, возможно, мы скоро увидим, говорит и Андрей Владимирович Решетник: «Новые материалы для диффузоров и динамиков, использование тонкоплёночных технологий, всё это требует именно научных изысканий. Например, знаменитый алмазный твитер B&W родился не просто так, а в результате серьёзных исследований. Я думаю, что в будущем акустическая промышленность обратит внимание на космические разработки, это и иные материалы, и другой подход к инженерии. Заметна ещё одна тенденция – «миграция» технологий из топ версий акустики в бюджетный Hi-Fi класс. Как пример, компания Dali, в новых недорогих моделях IKON используется эксклюзивная разработка «супертвитер», раньше такое бывало только среди моделей со стоимостью в несколько нулей».

Дмитрий Георгиевич Свобода указывает на пути, по которым нынче движется наука: «Акустические системы являются «технической упаковкой» громкоговорителей», - комментирует он: «Традиционные виды корпусов АС хорошо известны и изучены, поэтому здесь прорыв маловероятен. Современные методы расчёта этих «упаковок» достаточно хорошо известны и используются широким кругом любителей и профессионалов. Хочется напомнить, что НИ ОДНА из этих программ ни даёт 100% попадания в оптимальный результат и требует ручной доводки. Особенно на достаточно сложных, многообьёмных боксах: сдвоенный, строенный bandpass, объемы с ламинарным перепуском воздушных потоков и т.д. Поэтому, если говорить о новых технологиях в деле производства и конструирования акустических систем, то ничего глобально нового в ближайшее время не вырисовывается. Правда, некоторые возможные модернизации, лежат в области разработки новых, нетрадиционных материалов для корпусов и замены воздушной среды внутри АС на специальные газовые смеси. Аналогично обстоит дело с излучателями, на которых строятся АС.

Традиционный способ преобразования электрических сигналов в звуковое давление – с помощью электродинамического громкоговорителя – остаётся, по-прежнему, основным. И это несмотря на ужасающий, ниже паровозного, К.П.Д., высокие искажения, нелинейную АЧХ и разные прочие «прелести». Возникавшие в течение более четырёх десятков лет попытки заменить электродинамический громкоговоритель конструктивно новыми решениями (ионофонами, статическими панелями и пр.) кардинально проблему не решили. Поэтому в ближайшее время доводка качественных показателей громкоговорителей будет осуществляться за счёт применения новых конструктивных материалов для диффузоров и каркасов катушек, минимизации зазора между катушкой и магнитной системой, оптимизации движения катушки в узконаправленном магнитном поле, разработки новых магнитных материалов».

Не ожидает особых прорывов и Сергей Леонидович Клобуков: «Если говорить о способах «звукоизвлечения», то здесь сенсации вряд ли возможны - электродинамический принцип продолжает доминировать. Однако на фоне торжества динамиков, любые мало-мальски попытки сделать «шаг в сторону» интересуют аудилюбителей. Новые или редкие решения в области акустики моментально становятся предметом обсуждения. В частности, не буду оригинален если скажу, что не остаются незамеченными электростатические излучатели, которые продолжают развиваться благодаря усилиям MartinLogan (QUAD и Final – сегодня предлагают только «старые» модели). NXT-технология (плоские излучатели на основе использования идеи возбуждения изгибных волн) пока остается в зоне «коммерческого эксперимента» - изделия появляются, но их влияние на индустрию и рынок весьма ограничено. Вновь реанимируется интерес к «антенно-фазированным решеткам», благодаря усилиям Pioneer и Yamaha, которые пытаются выжать из патента от компании 1 Ltd реальные деньги…»

Мы же отметим, что конгресс AES, не прекратил своего существования, и каждый год на нём проводится множество докладов посвящённых новым технологиям, уникальным способам измерения, подходам к конструированию и т.п. Подробней об этом можно прочитать в публикациях Ирины Алдошиной, в журнале «Звукорежиссёр». Несколько мировых университетов не забывают о бедном родственнике изображения – звуке, и в их стенах взращиваются новые профессионалы будущего, которые возможно преломят сегодняшнюю ситуацию, и кто знает, как будет выглядеть колонка… Возможно дизайнерские услуги производителям не понадобятся, в конце-концов сделать микроволновую акустику уже предпринималась попытка.

Единственное, можно утверждать, что крупные глобальные корейские и японские компании не уделяют акустике столь внимательное отношение как телевизорам. Жаль, ведь именно они являются мощными двигателями прогресса. Правда, пьезокерамические миниатюрные громкоговорители находятся в их зоне интересов. Вы не заметили, насколько качественней стали звучать звонки мобильных телефонов? Может оттуда придёт прогресс?

Автор: Андрей Рамин

Далее

Подробнее о бренде JAMO



Оставить комментарий

Имя
Комментарий




||


Главная страница > HI-FI Профи > Аналитика > Акустическое завтра

Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)