HI-FI И HI-END КОМПОНЕНТЫ (РАЗНОЕ) - ТЕСТЫ

Правильный отклик (Цифроаналоговый преобразователь Audiolab M-DAC)

Когда основным источником качественного звука был компакт-диск, в каждом CD-проигрывателе тихо-мирно «жил» свой встроенный ЦАП, а количество внешних цифроаналоговых преобразователей представленных на рынке по доступной цене в то время было исчезающе малым. Сегодня внешних ЦАПов столько, что глаза разбегаются... В чем причина? Теперь музыка чаще хранится не на носителе, а в виде файлов. Акцент сместился в сторону сетевых плееров, компьютеров и гаджетов, встроенные ЦАПы которых располагают скромным музыкальным потенциалом: низкий динамический диапазон, слабенькое отношение сигнал/шум, примитивная фильтрация... Разумеется, можно задействовать специальную звуковую карту (внутреннюю или внешнюю, не суть). Но при этом не исчезают проблемы интеграции компьютера в классическую стереосистему. Представляя Audiolab M-DAC, мы утверждаем, что это – полноценный Hi-Fi-компонент. Сегодня и на ближайшую историческую перспективу.

Цифроаналоговый преобразователь Audiolab M-DAC

С функциональной точки зрения цифроаналоговый преобразователь – устройство несложное. Другое дело, когда оно исполняется отдельным блоком в соответствии с требованиями, которые приняты в аудиоиндустрии. Тут изготовитель имеет возможность задействовать весь имеющийся опыт. А опыта британской компании Audiolab не занимать: первый внешний ЦАП Audiolab выпустил еще 20 лет назад. Так что появление актуальной модели Audiolab M-DAC закономерно вдвойне. Кстати, после выхода в свет эта разработка моментально получила огромное количество благожелательных отзывов. На протяжении двух последних лет эксперты и мировая пресса рассыпаются в комплиментах, а конкуренты (даже более новые и более дорогие) не могут сдвинуть Audiolab M-DAC с почетного пьедестала.

Успех Audiolab M-DAC частично объясняется тем, что это исключительно универсальное устройство – и ЦАП, и предусилитель, и усилитель для наушников. Лицевая панель имеет размеры «кабинетного хайфая» (250х59 мм); информация выводится на контрастный OLED-дисплей с диагональю 2,7 дюйма. Все хорошо читается даже издали, например, разрешение входного сигнала 16 bit/44.1 kHz и линейки пикового измерителя уровня. В комплект входит удобный пульт ДУ, с помощью которого можно не только выполнить все настроечные операции (они доступны и с лицевой панели), но и управлять основными функциями CD-проигрывателя Audiolab 8200CD, если эти устройства соединены между собой посредством фирменной системы связи.

ЦАП обрабатывает сигналы HD-разрешения: «24/192» по коаксиальным входам и до «24/96» по USB и оптическим входам Toslink. Порт USB представлен в единственном числе, оптических и коаксиальных входов – по два. Есть также коаксиальный и оптический цифровые выходы с отдельным выводом цифрового сигнала синхронизации (Clock). Сюда может быть направлен либо восстановленный (избавленный от джиттера), либо заново синтезированный синхросигнал. Такая опция позволяет передать цифровую информацию с «вычищенным» сигналом Clock на другой внешний ЦАП, например, в звукорежиссерский компьютер для последующей программной обработки. Аналоговых выходов со встроенного предусилителя – два комплекта: обычные «тюльпаны» (Cinch, они же – RCA) и балансные XLR. Громкость, регулируется не только на аналоговых, но и на цифровых выходах. Напомним, что M-DAC имеет также встроенный усилитель для наушников, поэтому он способен воспроизводить музыку самостоятельно – нужен лишь источник. Хотя этот усилитель для наушников бескомпромиссным не назовешь, ясно и другое: многими он будет востребован, особенно, если любимые наушники не относятся к категории студийных. Очевидно, разработчики стремились удержать стоимость конечного продукта в разумных пределах, что им, впрочем, успешно удалось сделать.

В меню предусмотрен выбор типа цифровых фильтров: Minimum Phase, Optimal Spectrum, Optimal Transient, Optimal Transient XD, Optimal Transient DD, Sharp Rolloff, Slow Rolloff – любопытно на слух поискать разницу в звучании (но об этом – ниже). Есть функция Lsb Restoration – восстановление «утраченных младших битов» (они удаляются системой Windows). Частоту дискретизации можно либо восстановить до номинала (коль скоро цифровой поток проходит «реклокинг»), либо оставить без изменения. Есть и ещё кое-какие приятные мелочи, которые будут особенно интересны тем, кто использует в качестве источника музыки компьютер, например, большой раздел инструкции посвящён использованию драйверов ASIO для воспроизведения аудиофайлов с наилучшим качеством. Словом, по количеству заложенных возможностей обработки сигнала M-DAC обходит все реализованные в «железе» приборы этого типа. При этом алгоритм управления вложенными меню требует определённой привычки; не прибавляет удобства и то обстоятельство, что после отключения питания, настройки возвращаются к заводским (Defaults). Поэтому советуем оставлять приборчик включенным – потребление энергии у него крохотное, тогда не придется всякий раз выбирать параметры индивидуальной настройки.

Каковы впечатления от прослушивания? Попробуем протестировать все варианты цифровой фильтрации. Итак, согласно информации изготовителя, у трёх фильтров с названием Optimal Transient (оптимальная переходная характеристика) параметры близкие и достигаются разными программными методами. Настройка Optimal Transient даёт в целом привлекательный звук с хорошо проявленным басом. С переходом на Optimal Transient XD звучание меняется незначительно, возможно, чуть улучшается общая динамика подачи. В режиме Optimal Transient DD результат также близок к исходному (Optimal Transient), лишь динамические контрасты проявлены еще чуть резче. Короче, эта троица по звучанию различается минимально, и, скорее всего, «оптимальный отклик» будет оптимален для музыки современных жанров.

Характеристика Sharp Rolloff, похоже, слегка упрощает звуковую сцену и подчеркивает вокальные обертона. Зато рельеф баса чувствуется лучше, чем в Optimal Transient. Думается, эта настройка подойдет для записей рока. В режиме Slow Rolloff подробности на верхах не акцентированы, звук собранный, плавный. Настройка Minimal Phase субъективно столь же приятна, как и Slow Rolloff; здесь меньше напор баса, но ритмичность отменная, барабаны буквально материальные. В режиме Optimal Spectrum чуть жёстче верх, но более открытая середина, в звучании появляется много пространственных подробностей. Сделать выбор между Minimal Phase, Slow Rolloff и Optimal Transient непросто. Если ваша система по настоящему отвечает требованиям «высокой верности» и точно отрабатывает всё, что на неё приходит, есть смысл внимательно отслушать любимую музыку на Slow Rolloff – возможно это лучший выбор. Здесь стоит повториться, что мы не даем готовых и окончательных решений, как не дает таких рецептов и сам производитель. Как говорится, depend on...

Слушать музыку, пользуясь M-DAC, можно долго и с удовольствием. Предлагаемые вариации цифровых настроек, безусловно, обогатят ваш слушательский опыт; а вместо примитивного выбора одной установки на все случаи жизни, здесь можно подыскать индивидуальные настройки чуть ли не для каждого музыкального произведения. Или – под настроение? Можно сказать, что Audiolab M-DAC в большей мере ориентирован не на тех, кто хочет получить результат немедленно, а – на тех, кого увлекает процесс поиска нового, кому интересно открывать новые грани в звучании знакомых записей.

30.07.2014, Юрий Евтушенко




Оставить комментарий

Имя
Комментарий




<< Темная сторона Луны (Sim Audio Moon Neo 260D) || Мультирум? Cделай сам! (Беспроводные мультирумные системы линейки Denon HEOS) >>

Все тесты категории "Hi-Fi и Hi-End компоненты (разное)"
Главная страница > Обзоры и тесты > Тесты > Hi-Fi и Hi-End компоненты (разное) > Правильный отклик (Цифроаналоговый преобразователь Audiolab M-DAC)

Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)