Обсудить на форуме

Краткий исторический обзор производства акустических систем в России

С чего всё начиналось

     До появления магнитофонов и электрических звукоснимателей единственным источником более или менее приличного звука был лишь длинно- и средневолновый вещательный радиоприемник. Наконец настало время стандартизации, которая была событием, совершенно невиданным на рынке потребительской электроники, причем эта ситуация сохраняется и до сих пор. В январе 1951 г. появился первый Государственный общесоюзный стандарт на радиовещательные приемники (ГОСТ 5651-51), установивший общие требования к качеству воспроизведения звука. По нынешним меркам оно было совершенно никудышным, но по тем временам могло удовлетворить даже самого придирчивого слушателя. Не пожалеем места для небольшой цитаты. «Частотная характеристика всего тракта приемника (кривая верности) по звуковому давлению должна обеспечивать воспроизведение полосы звуковых частот не уже указанной ниже. Приемник 1-го класса настольный – от 60 Гц до 6500 Гц. Указанные выше полосы частот должны воспроизводиться с неравномерностью, не превышающей 14 дБ (5 раз) на всех диапазонах, кроме частот ниже 250 кГц, где допускается неравномерность в 18 дБ (8 раз). Для электрической частотной характеристики ГОСТ вообще не устанавливает норм, поскольку в конечном счете звучание приемника определяется его характеристиками по звуковому давлению. Для приемника 1-го класса на частотах до 100 Гц коэффициент гармоник составляет 12%, на частотах 100 - 200 Гц - 7%, на частотах 200 - 400 Гц - 7%, на частотах свыше 400 Гц - 5 %».
Каково? А ведь и тогда люди кое в чем разбирались.

Как это было сделано

     Конечно, некоторые технологии впечатляли, особенно громкоговоритель с подмагничиванием. В 50-е годы прошлого века не существовало мощных постоянных магнитов, поэтому вместо них на высококачественные динамики устанавливалась солидная проволочная катушка – электромагнит, одновременно использовавшийся как дроссель фильтра в ламповом блоке питания. Борьба с фоном переменного тока была в то время очень актуальна.

     Удивительно, но такой громкоговоритель, встроенный в сравнительно небольшой и акустически не оформленный корпус приемника, звучал весьма приятно даже для современного слушателя, причины этого автор назвать затрудняется.

     В соответствии с указанным ГОСТом и его последующими модификациями было выпущено немало приемников полностью ручной сборки, служивших верой и правдой нескольким поколениям своих владельцев.

Заря эпохи Hi-Fi

     В 1965 г. появилась первая отечественная ламповая стереофоническая радиола, получившая название «Симфония». Для совсем молодых читателей поясню, что это «музыкальный центр», состоящий из приемника и электрофона – проигрывателя грампластинок, которые теперь называются винилом. Остановимся на ней немного подробнее, так как ее акустические системы долгое время оставались чуть ли не единственным советским эталоном высококачественного воспроизведения звука.

«В каждой из акустических колонок установлено по 4 громкоговорителя: один высокочастотный 3ГД-15, 2 среднечастотных - 2ГД-28 и один низкочастотный 5ГД-3. Разделение частот производится фильтрами, расположенными в акустических колонках. Для лучшего воспроизведения НЧ частот применена закрытая акустическая система с несколькими объемными резонаторами».

     Инженерные решения, связанные с применением объемных резонаторов, редки и сегодня. Вот что пишет о них энциклопедия: «В акустических системах первой отечественной стереофонической радиолы «Симфония» в качестве низкодобротного двухчастотного режекторного фильтра использовался резонатор Гельмгольца. Он представлял собой отдельный объем в нижней части корпуса с двумя отверстиями диаметрами 23 и 31 мм в горизонтальной перегородке. Частоты настройки составляли 50 и 100 Гц. Фильтр предназначался для частичного подавления 1-й и 2-й гармоник сетевой частоты лампового усилительного тракта, а также устранял неизбежный «горб» на АЧХ в области 60-80 Гц, характерный для обычных в то время высокодобротных динамиков».

     Интересно, что эти акустические системы (АС) пользуются популярностью среди любителей винтажной аппаратуры и в наши дни. Их чувствительность и мощность незначительны, а искажения велики, поэтому они безнадежно устарели.

Что было потом

     Долгое время ламповые радиолы были весьма дорогим и малосерийным товаром, который мог приобрести далеко не каждый «трудящийся». Но со временем стали появляться транзисторные стереофонические магнитофоны, которые позволяли развивать большую выходную мощность и стали очень популярными, несмотря на цену, составляющую примерно от четырех до шести месячных зарплат инженера. Для этих аппаратов и нужна была акустика новых серий. В 1974 г. ей стала - одна из самых распространенных впоследствии - АС 10МАС-1М. В ней впервые удалось (это обычный термин для советской промышленности) применить низкочастотный длинноходовый громкоговоритель с латексным подвесом диффузора. Необходимо признать, что системы были весьма посредственного качества, особенно скверной была сборка; так, воздух, выходящий из небольшой щели в задней стенке при работе на большой мощности, был способен потушить горящую спичку. Потому-то радиолюбители и занимались заливкой всех щелей изнутри эпоксидной смолой, что хорошо видно на фотографии «внутренностей» акустики.

Эпоха копирования

     Через несколько лет конструкторы приняли нелегкое решение перейти к копированию зарубежной акустики.

Честь эта была оказана наиболее продвинутым республикам Прибалтики, успешно выпустившим в 1978 г. знаменитую акустику 35АС-1, давшую «путевку в жизнь» целой серии систем под названием S-90. Конструктором такой копии стало КБ «Орбита» Рижского производственного объединения «Радиотехника».      Для 35АС-1 были разработаны совершенно новые громкоговорители и корпус. Если сейчас динамики не вызовут удивления у продвинутого любителя Hi-Fi, то подобный корпус не удастся найти даже среди современных зарубежных систем ценой в десяток тысяч долларов. Разумеется, древесноволокнистая плита (ДВП или MDF) тогда была неизвестна, но ее с легкостью заменила многослойная авиационная фанера для передней стенки и толстенные панели из ценных пород дерева для остальных деталей тяжелого ящика весом 23 кг.

     Очень скоро S-90 стала излюбленной акустикой, даже при цене, составляющей две средние зарплаты, ведь выбора практически ни у кого не было.

Конструкция

     Думаю, что 35АС-1 для меломана тех времен имела то же значение, что и автомат Калашникова для остального мира – живая легенда советского колонкостроения. До сих пор тысячи таких систем верой и правдой служат не очень богатым любителям музыки. Правда, не мешало бы ее немного обновить.

     Разобрать акустику несложно: достаточно отвернуть два десятка шурупов и снять тяжелую стальную плиту с верхней части лицевой панели, а также низкочастотный громкоговоритель. Взору изумленного естествоиспытателя откроется полутораметровый матрас из марли, в который завернуто более двух килограммов хлопковой ваты. Он добротно приклеен «на неизвлекаемость» к внутренней поверхности корпуса, закрывая при этом половину просвета трубы фазоинвертора. На задней стенке изнутри укреплен кроссовер, собранный на стальном основании. От его контактной колодки идет несколько проводов к двум совершенно излишним переключателям ослабления уровня ВЧ и СЧ, расположенным рядом с одноименными громкоговорителями.

     В целом, несмотря на явные огрехи сборки, серия S-90 была значимым прорывом в область подлинного Hi-Fi. Многие любители советского винтажа утверждают, что она работала лучше своего западного прототипа.

Закат советского колонкостроения


     Всего в советский период промышленностью было выпущено более 50 моделей различных бытовых акустических систем, не считая малосерийных образцов и редких эстрадных комплектов АС, которые могли иметь, например, экзотическое название «Падiлля». Большинство из них не выдерживало никакой критики, но некоторые модели по своему устройству и качеству работы останутся недоступными для россиян еще долгие годы.

     Так, АС 75АС-001 стали последней разработкой ВНИИРПА им. А.С. Попова (г. Ленинград), внедренной в серийное производство и ставшей своеобразной «лебединой песней» нашего колонкостроения. При проектировании впервые применялись математическое моделирование, а также оптимизация параметров головок и кроссовера при помощи ЭВМ. Кроме этого, АС обладают целым рядом других достоинств. Во-первых, в них установлены эффективные громкоговорители (100ГДН-3, 30ГДС-1 и 10ГДВ-4) нового поколения, что позволило добиться рекордной (для бытовых систем 80-х гг.) чувствительности в 91 дБм. Обеспечивался широкий диапазон частот – от 25 до 25000 Гц при небольшой неравномерности АЧХ и малом уровне искажений. АС 75АС-001 (они впоследствии получили более «громкое» название 150АС-001) под названиями «Корвет» и «Кливер» выпускались заводами «Океанприбор» (г. Ленинград) и «Красный Луч» в одноименном городе недалеко от Таганрога. И у той, и у другой моделей совершенно одинаковые наборы громкоговорителей, схемы и конструкция. Однако «Красный луч» помимо колонок изготавливал еще и наборы динамиков для обоих вариантов АС, поэтому некоторые аудиофилы до сих пор считают, что «Кливер» на родных динамиках звучит лучше, чем «Корвет». Возможной причиной этого являются «рацпредложения», направленные на удешевление продукции и реализованные в процессе серийного выпуска.

Как обстоят дела сейчас?

     Плохо. По мнению экспертов, в конце 90-х гг. «российский High-End» практически скончался из-за отсутствия инвестиций и традиционного недоверия любителей к продукции отечественных производителей техники для потребительского рынка. Прибалтийские заводы перешли к выпуску дешевых АС, собранных по «западному» типу и не вызывающих особого восторга.

     Российские же заводы выпускают незначительное количество продукции в рамках совместного производства. Из традиционных «акустических» предприятий на рынке в основном остались новосибирский завод «Ноэма» (выпускающий громкоговорители с 1976 г.) и ОАО «Динамик» (г. Гагарин Смоленской области), выпускающие широкий спектр отечественных динамических головой и акустических систем. В широкой продаже их увидеть невозможно, хотя нельзя исключить, что соотношение цена/качество может оказаться вполне приемлемым. Так, 100-ваттная НЧ головка диаметром 260 мм, обычно устанавливаемая в дорогие сабвуферы, стоит в розничной продаже не более $50.
Владимир Сидоров



Оставить комментарий

Имя
Комментарий
Всего комментариев 9

Саша
23 сентября 2010, 11:28
Познавательно. Куплю импортные динамики и буду сам делать корпуса((
Петя
14 октября 2010, 14:15
Уважаемый, статья про отечественное колонкостроение!
Так что покупай советские колонки и доводи их до ума.
Александр
29 октября 2010, 09:40
Уважаемый автор мне кажется вы ошибаетесь сказав что все сделаное в том времене не куда не годиться.
Я могу привести много примеров качества собранных систем
которые пользуются большим спросом и сегодня!
Скажем так был случай S90 были по пьяне выброшены с 4-го и остались целыми лишь пару царапин на лак покрытии!(Это были мои соседи!) А системы нового строения типа Microlab упав с высоты в 2 мера разлетаются! Раньше умели делать акустику)))
И качество звучание отличное!!!))))
Kwita22
05 декабря 2010, 17:40
А у меня до сих опр 25АС 033 и никакой импорт их не заменит!Липовые ватты никаких данных по акустике -как Вас водят за нос зарубежные фирмы! Итог 25АС давят усилитель мгзцентра с 100вт по паспорту!
Kwita22
06 декабря 2010, 00:30
Мало того что мы ничего не знаем о колонках от музцентров но и так ясно что басы у них не низкие! Они долбят но не басят! Нет латекса подвески- катушки коротко ходовые, Кстати и мощность указана в стандарте RMS т,е, 0,3 нашего.
Сергей
08 февраля 2011, 11:26
У меня до сих пор Амфитон 25АС - 027 живет и работает на все сто!..один минус,-пришлось менять подвесы у нч динамика!..и может,средних маловато,но это,как говорится,-на вкус и цвет!...)
Согласен,что пспортные данные западных систем завышены!...я их как-то подключал к своему выездному усилку Yorkville,-2х300 вт,8 ом,-и ниче,"долбят" только в путь!..правда,долго я не стал их испытывать!...))
а на домашнем уселке Корвет У - 001,2х35,и поныне все отлично звучит и работает!...)
кстати,еще и магнитофоны умели делать,-у меня Олимп МПК - 005 С,до сих пор работает и служит верой и правдой,аж с 1992 г.,и никакого ремонта и чего то подобного!...тьфу,тфьу!...)))
да,по поводу статьи "Как обстоят дела сейчас?",-ОАО "Динамик" прекратило производство акустической продукции!..так у них на сайте официально заявлено!...
действительно,наш «российский High-End» окочательно вымерает!...
жаль!...
радик
27 апреля 2013, 21:13
Купил недавно 35 ас Эстония, в отличном состоянии. Звук супер, по 100 вт каждая, усилитель пионер А209R.
Павел
05 декабря 2013, 16:54
У меня сильно переделанные Симфония 003.Купил за 15000.И они того стоят несмотря на ужасный внешний вид.
С ламповым усилителем настоящий HI FI.
Звук своей детальностью и воздушностью очень похож на звучание хороших открытых наушников.
А с90 кроме как противно бубнить и цыкать ничего не умеют.
Сергей
20 февраля 2014, 19:56
А как дела у Брянского завода, который выпускал АС "Союз 130 АС-002"? У меня с усилком Марантц они просто божественно звучали!




||


Главная страница > HI-FI Профи > Аналитика > Краткий исторический обзор производства акустических систем в России

Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)