Обсудить на форуме

Цена красоты

Цена красоты

Расхожее выражение «красота требует жертв» навряд ли придется по вкусу бывалому меломану готовому отдать если не душу, то львиную долю своих доходов за качественный звук. Но тенденции современного общества, точнее некий «культ красоты» воспетый глянцевыми журналами и гламурным телевидением, уже не позволяет остаться в стороне и пойти проторенной дорожкой, просто потому, что в продаже уже и не встретить тех самых «гробов», некогда населявших квартиры советского жителя. В погоню за «красотой» пустились практически все производители акустических систем, в середине 90-х подстегнутые увеличивающимся спросом на комплекты домашних кинотеатров, а ныне и общемировым трендом. Нам же главное разобраться, а требует ли «жертв» красота, или по аналогии с автопромом, скорее улучшает ходовые характеристики за счет обтекаемых форм, прижимающих машину к земле и снижающих сопротивление воздуха. Благо инженеры от электроакустики могут похвастаться серьезными технологическими разработками в последние десятилетия. И, конечно, главные из них – новые материалы корпусов и динамиков. Последние практически не имеют отношения к внешнему виду, а вот корпуса – здесь в ходу алюминий, материал фактически ознаменовавший эру life-style дизайна в бытовой электронике.

Сергей Клобуков

На форумах или в личном общении часто встречаются мнения о специфическом отзвуке, который дает алюминий. «Банальности, типа этой, скорее приживаются в бытовой среде, чем среди тех, кто по-настоящему заинтересован в анализе собственных ощущений,- комментирует Сергей Клобуков, PR-менеджер группы компаний Synergenta. - Добавлю, грамотные специалисты давно научились эффективно использовать «авиационный металл», причем, не только для корпусов и диффузоров. Конечно, проколы могут быть с недорогой техникой массового спроса, но, например, если с закрытыми глазами послушать «алюминиевые башни» DLS, вам не придет в голову назвать этот мягкий комфортный звук – металлическим».

Андрей Решетник

С таким мнением согласен и Андрей Решетник, технический директор салона «Солярис»: «Алюминий прекрасный материал с хорошими «жесткостными» свойствами, минимизирует резонансы, и в принципе, никак не окрашивает звук. Пример: Piega, B&W M1, B&W FPM». Но Игорь Евсеев, менеджер по региональному развитию NIROVISION, все же отмечает один нюанс: «Скрипку и рояль тоже можно сделать из алюминия и звучать они будут, возможно, даже хорошо, но не так.

Игорь Евсеев

Правильнее будет сказать, что звук колонок выполненных в алюминиевом корпусе не такой естественный, в консервативном смысле, по сравнению с деревянным обрамлением. Хотя следует упомянуть, что из массива дерева акустические системы не делают – либо из многослойной наборной древесины, а чаще всего из MDF.

Кстати, велика вероятность, что звук в меньшей степени зависит от материала корпуса, чем, например, от качества динамиков». Получается, что использование алюминия как материала корпуса – вполне оправданное технологическое решение, имеющее свои нюансы, но вполне отвечающее требованиям Hi-Fi.

Но ведь чаще всего алюминий используется для уменьшения габаритов акустики, а здесь как говорит Игорь Евсеев: «Используя современных знания психоакустики можно отчасти обмануть человеческий слух, но обойти законы физики не удастся, - и продолжает, - Может ли маленькая акустическая система звучать более естественно, чем бОльшая по размерам при равной стоимости производства? Ответ – нет. Причин много – «технологические решения» могут улучшить ситуацию, но уменьшение размеров и дизайнерские изыски, алюминий, пластмасса и подобное – это всегда компромисс с качеством».

Однако, при определенных задачах и в «малютках» есть резон, например, в небольшое помещение крупногабаритную акустику ставить бессмысленно, она не будет адекватно звучать, а компактные системы придутся впору. Да и полноценный звук, понятие относительное, в каком-то смысле потребительское. «Миниатюрная акустика всегда хотела выглядеть взрослой... В этой сфере попытки инженеров «решить не решаемое» были, и будут продолжаться по одной простой причине – людей, которым «маленького» звука уже достаточно, куда больше, чем тех, кто, покупая очередную крупную, басовитую акустику, в очередной раз убеждается - и этого баса не хватает для полной натуральности»,- комментирует Сергей Клобуков. Андрей Решетник считает, что все проблемы решаемы: «В принципе, «малютки» способны качественно звучать за счет использования специальных сложных композитных материалов в структуре корпуса, расширении диаграммы направленности. Не забывайте, ведь может работать и специфическая архитектурная форма корпуса акустики, каким-либо образом эмулирующая физику крупногабаритных систем».

Без оглядки на «компромиссы» рынок требует потребительских решений, спрос на «дизайнерские» малогабаритные колонки растет, о чем говорит Игорь Евсеев: «Особенно если акустика помимо внешности обладает еще и достойным звуком, что бывает, к сожалению, отнюдь не часто, а главное сразу выводит её из разряда «недорого». Так, например, мы в первоначальных планах даже не ожидали столь высокого спроса на Audica, который и сейчас продолжает расти. Это единственный представитель дизайнерской акустики среди наших дистрибьюторских контрактов, и рост спроса на него весьма показателен».

Как не вспомнить об еще одном представителе корпусного материала – пластике. Казалось бы, это удел мультимедийных пищалок. Но не все так однозначно. «Под словом «пластик» может скрываться невесомая скорлупка миллиметровой толщины, а может – тщательно задемпфированный композиционный материал (связующее плюс наполнитель), акустические свойства которого специально разрабатывались пятью институтами,- размышляет Сергей Клобуков. - Ясно, что не стоит покупать «целлулоидную» акустику за $5, лучше взять «полиэтиленовую» за 10. Шучу. Пока экономически выгодно использовать MDF, но будущее, я думаю, все же именно - за композитами».

А если совсем без корпуса? Есть же целое направление – встраиваемая акустика, вот уж где обеспечен полет фантазии дизайнера интерьер жилища. Может ли звучать она сравнимо с классической? «Может!- заявляет Андрей Решетник. - Например, знаменитая серия встраиваемой акустики B&W Signature 8NT со специальными монтажными коробами, которые максимально приближают звучание к корпусной классической акустике». Правда, без значительного увеличения цены не обойтись. «Существует масса вариантов встраиваемых акустических систем Hi-Fi-класса,- комментирует Сергей Клобуков, - Такие как изделия SpeakerCraft: фирма специализируется только на «встройке», цена которых в топ-моделях достигает нескольких тысяч долларов. Даже компания Martin Logan выпускающая электростатические излучатели, уже выпускает АС для стен... Есть и уникальные встраиваемые сабвуферы, которые выдают роскошный бас и при этом не «раскачивают» стены». Множество проблем связанных с установкой встраиваемой акустики, и главная из них – наличие еще не сделанного ремонта в помещении, не позволяет подобным решениям стать массовыми.

Знаменитое выражение немецкого поэта Кристиана Моргенштерна гласит: «Красивым кажется все, на что смотришь с любовью». Оно вполне соответствует нынешней ситуации на рынке. Ведь кроме «алюминиевой» акустики и сделанные на основе дерева системы в последнее время отличаются усовершенствованной внешностью: это и отделка натуральным шпоном, рояльный лак, округлые формы – хитростей много, и все они направлены на «эстетическое восприятие» не только звука. Хотя, один знакомый автора признался, что ему все эти современные «а-ля Сальвадор Дали искажения геометрии» не интересны, вот обычный коричневый ящик – это вершина естественной красоты. Однако, тренда life-style, упомянутого в начале статьи, никто не отменял.

«Отдельно хотелось бы отметить, что сейчас наступила «эра дизайна», и внешний вид практически любого бытового устройства уже не может формироваться исключительно из функциональности,- комментирует Игорь Евсеев. - Обратите внимание на смещение в сторону дизайна телевизоров, компьютеров, ноутбуков, мобильных телефонов и т.д. Производители акустики (всей, не только дизайнерской) не могут остаться в стороне. Пусть этот рынок и наиболее консервативный из всего «хайтека», но есть примеры, когда дизайну аудиофильской акустики уделяется не меньшее внимания, чем ее акустическим свойствам - обратите внимание на дизайн Bolzano Villetri – эту аудиофильскую концертную акустику можно с уверенностью назвать дизайнерской и я бы даже сказал «концептуальной», по аналогии с новыми дизайнами в автопроме».

«Безусловно, стиль и дизайн в таких консервативных изделиях, как акустика, играют все более значимую роль для потребителя,- говорит Сергей Клобуков. Это значит, что для акустиков поле деятельности остается «недопаханным». Как говорится – «А у вас нет такого же, но - без крыльев?». Будем искать».

Главное, чтобы кроме производителя искали и мы с вами, обычные покупатели. «В первую очередь, покупателей, конечно, волнует внешний вид, цвет, габариты, цена, - комментирует Сергей Решетник, - но после прослушивания, а тем более прослушивания в нашей специализированной комнате мнение может кардинально измениться!». Иначе скажем, ничего лучше личного опыта – быть не может. Габариты, материал корпуса, дизайн – все же личные предпочтения каждого из нас, и без непосредственного опыта «ощупывания» и прослушивания, не следует обращать внимание на «аудиофильские» замечания. Ведь красота либо есть, либо нет. И не столь уж это зависит от цены…, может быть, чаще от настроения?

Андрей Рамин




Оставить комментарий





||