СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. АКУСТИКА

Мощный бас

B&W AS2При выборе акустики для домашнего кинотеатра основное внимание обычно уделяется колонкам-сателлитам. Однако, именно от сабвуфера в значительной степени будет зависеть, произведут ли на зрителя впечатление всевозможные спецэффекты.

В акустике есть правило: чем ниже частота звука, тем, за редким исключением, больше динамик, который его излучает. Можно представить себе, сколь громоздким был бы комплект акустики для домашнего кинотеатра, если бы каждая колонка воспроизводила полностью звуковой диапазон. Однако, еще в стереофоническую эпоху инженеры нашли выход, как сделать комплект акустики компактнее. Было установлено, что частоты ниже 200 Гц практически не оказывают влияние на формирование пространственной звуковой картины. Следовательно, можно выделить для этих частот отдельную акустическую систему, а колонки-сателлиты сделать компактнее, поскольку глубокие басы при таком подходе они воспроизводить не должны. Акустическую систему для воспроизведения самых низких частот назвали сабвуфером (по-английски subwoofer, sub – ниже, woofer – динамик для воспроизведения просто низких частот).

По мнению профессиональных инсталляторов, в идеале работа сабвуфера… должна быть незаметной. То есть слушатель не должен ощущать различие, что какой-то звук идет из сабвуфера, а какой-то из сателлитов. Чтобы достичь такого эффекта, в первую очередь требуется правильно выбрать модель сабвуфера.

Параметры сабвуфера

- Тип: активный/пассивный. Наиболее распространены активные сабвуферы, в которых есть встроенный усилитель. Как правило, в аппаратуре предусмотрен выход именно для активного сабвуфера. В недорогих «однокоробочных» системах домашнего кинотеатра в сабвуфер встраивается еще и усилитель для колонок-сателлитов. Что же касается пассивного сабвуфера, то он характерен для аппаратуры high end класса, поскольку предусматривается отдельный (обычно ламповый) усилитель для него и… для самых дешевых систем домашнего кинотеатра, в которых усилитель сабвуфера встроен в центральный блок.

- Конструкция: фазоинвертор/закрытый корпус. Сабвуфер с фазоинвертором обладает лучшей отдачей, однако, у него относительно большие размеры, кроме этого, есть ограничения на его размещение в комнате. Сабвуфер с закрытым корпусом обладает более равномерной АЧХ, то есть звучит более «ровно». Его можно порекомендовать, если используются малогабаритные сателлиты, которые практически не воспроизводят басы и сабвуферу приходится работать в относительно широкой полосе частот. Но, надо иметь в виду, что сабвуфер с фазоинвертором звучит более впечатляюще и ему стоит отдать предпочтение, если от сабвуфера требуется только воспроизведение самых глубоких басов. Иногда в сабвуфере с закрытым корпусом используются пассивные излучатели, «разгоняемые» обратными звуковыми волнами динамика. Они "утилизуют" эти волны, заставляя их работать на увеличение громкости без использования фазоинвертора, а также, выравнивают АЧХ.

Paradigm Servo 15- Направленность излучателя. Она может быть вниз или вбок. Первый вариант хорош тем, что звуковое поле распространяется более равномерно, а сабвуфер имеет менее заметный внешний вид. Но такой сабвуфер нельзя ставить на ковер или рядом со стеной, к тому же, он может доставить немало неприятных моментов вашим соседям снизу. Сабвуфер с излучателем, направленным вбок, лишен таких недостатков, но его сложнее спрятать.

- Нижняя граница частотного диапазона. Мы слышим ушами частоты выше 20 Гц (по другим данным – выше 16 Гц). Более низкие частоты воспринимаются тактильными ощущениями, что, впрочем, тоже дополняет остроты ощущений от спецэффектов, если, конечно, в звуковой дорожке фильма такие частоты присутствуют и их может воспроизвести аппаратура.

- Диапазон регулировки частоты среза (для активных сабвуферов). Под частотой среза подразумевается верхняя граница воспроизводимых частот. Более высокие частоты отфильтровываются. Частота среза регулируется ручкой, расположенной на сабвуфере. Верхняя граница частоты среза должна быть примерно в 1,5 раза выше нижней границы частот, воспроизводимых сателлитами. Тогда можно будет отрегулировать систему, чтобы не было «провала» между сабвуфером и сателлитами, то есть не было частот, не воспроизводящихся совсем или звучащих слишком тихо из-за того, что они выше диапазона частот сабвуфера, но ниже диапазона сателлитов. У пассивных сабвуферов есть только верхняя граница диапазона воспроизводимых частот, поскольку частота среза регулируется в усилителе или центральном блоке.

- Выходная мощность. Должна быть не менее половины суммарной мощности сателлитов. В целом, чем мощнее, тем лучше, но… очень мощный активный сабвуфер сложно точно отрегулировать для совместной работы со значительно менее мощными сателлитами, поскольку регулятор громкости будет находиться близко к нулевой отметке.

- Регулировка фазового сдвига. Необходима для обеспечения более слаженной работы сабвуфера и сателлитов. Бывает плавной и ступенчатой (0 – 180 градусов). Плавная настройка предпочтительнее, хотя и при ступенчатой регулировке сабвуфер способен нормально звучать.

Обзор моделей

Velodyne MicroVeeДля того, чтобы продемонстрировать современные тенденции в производстве сабвуферов, рассмотрим несколько моделей, содержащих те или иные усовершенствования.

Основной задачей конструкторов является подавление паразитных резонансов в динамике, от чего зависит нижняя граница частот, воспроизводимых сабвуфером. В сабвуфере Paradigm Servo 15 нижняя частота диапазона уменьшена до 10 Гц. Во многом это было достигнуто путем использования специального полипропиленового диффузора с ребрами жесткости. Эти ребра препятствуют возникновению паразитных резонансов. Другое преимущество конструкции – малый вес диффузора, что в итоге дает более динамичное звучание. Усовершенствования коснулись и цифрового усилителя. Наводки с частотой сети являются определенной проблемой для сабвуферов. В сабвуферах с цифровыми усилителями к этом еще прибавляется интерференция с тактовой частотой. Новая схема цифрового усилителя, примененная в Paradigm Servo 15, снижает уровень такой интерференции, что обеспечивает более естественное звучание.

Повысить жесткость диффузора можно, выполнив его из слюды. Именно такой подход использовала компания B&W в сабвуфере AS2 EC. Динамик имеет диаметр 25 см, что, в общем-то немало, однако, недостаточно для глубокого баса при использовании традиционных материалов. А вот использование слюды позволило получить диапазон воспроизводимых частот 20 – 140 Гц по уровню – 6 дБ. Встроенный усилитель аналоговый. Его максимальная выходная мощность 220 Вт. Однако, большой запас по мощности этому сабвуферу не нужен. Он снабжен системой, предотвращающей перегрузку при подаче сигнала слишком большого уровня.

Genelec HTS6Современной тенденцией является уменьшение размеров сабвуфера при сохранении мощности и нижней частоты (а то и при увеличении этих параметров). Одним из путей достижения такого результата является использование дополнительных пассивных излучателей и цифрового усилителя, как это сделано в сабвуфере Velodyne MicroVee. В нем 25-см динамик дополнен двумя пассивными излучателями. Помимо уже упоминавшихся функций, они создают более равномерное звуковое поле поскольку  находятся по бокам. Размеры 22,9х22,9х24,4 см, вес 9,1 см. Максимальная выходная мощность составляет 1000 Вт. Диапазон воспроизводимых частот 38-120 Гц.

Для создания высокого звукового давления нужно использовать сабвуфер с несколькими динамиками. Пример такого сабвуфера – Genelec HTS6. Звуковое давление может достигать 124 дБ. Очевидно, что это решение не для городской квартиры, а для отдельно стоящего дома. Диапазон воспроизводимых частот 19 – 120 Гц.

Будущее за DSP?

Внимательные читатели могли заметить, что в обзоре нет сабвуферов с цифровыми процессорами обработки сигнала (DSP), которые появились несколько лет тому назад. Причина в том, что за последние два года в этой сфере не появилось каких-либо новинок. Возможно, это связано с тем, что для них пока отсутствует рыночная ниша для сабвуферов с DSP. Для массового потребителя они слишком дороги, а серьезные аудиофилы по-прежнему предпочитают сабвуферы с аналоговыми фильтрами. Тем не менее, можно ожидать, что, по мере снижения цен на сабвуферы с DSP они станут пользоваться большим спросом, что будет стимулировать производителей выпускать новые модели.

Алексей Васильев




Оставить комментарий

Имя
Комментарий
Всего комментариев 2

Фриз
17 марта 2011, 13:43
У меня динамики по 10Гц а сабвуфер 18Гц это вобще нормальнео?
Ивашка
03 ноября 2013, 17:20
может ты имел виду ватт?





Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)