СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. НА ЗАМЕТКУ

Звуковая эволюция "второго дома"

Год от года возможности бытовой техники становятся все совершеннее. Появляются новые изделия, способные выполнять еще более обширные задачи. В последнее время наблюдается увязка множества бытовых компонентов в системы с унифицированной связью и управлением. Наглядным примером тому может стать ныне востребованная концепция «интеллектуального дома». Сегодня автомобиль не просто транспортное средство, но достаточно сложная многоплановая структура, включающая в себя дополнительное оснащение, комфортабельность, безопасность, автономный сервис, досуг и многое другое. В данном материале будут рассмотрены несколько наглядных примеров интеграции автомобильной аудиотехники в единую медийную entertainment-сеть на службе человека.

В частности, для повышения безопасности и эффективности дорожного движения, автомобили будущего планируется оснащать средствами межавтомобильной связи. В настоящее время европейским консорциумом Car-2-Car, (среди членов которого – BMW, Daimler Chrysler, Volkswagen, Renault и Fiat, Siemens, NEC Deutschland и Институт открытых коммуникаций Фраунхофера), разрабатывается проект Network on Wheels («Сеть на колесах»). Цель – создание единого европейского стандарта межавтомобильной связи. Коммутация пакетов в сетях будет осуществляться с использованием протокола IPv6. Технология также может быть использована для предоставления дополнительных информационных и развлекательных сервисов для водителей и пассажиров. Ожидается, что первый прототип автомобиля со встроенной технологией C2C будет готов к середине 2005-го, а окончательные спецификации стандарта утверждят в конце 2006 года.

Относительно недавно раздел Car Audio считался не только «младшим», но и «бедным» родственником домашнего хай-фая. С той поры как автомобиль стал претендовать на «второй дом» (а по статистике – время, проведенное за рулем, продолжает увеличиваться), радикально изменились представления об информационно-развлекательном интерфейсе между человеком и машиной. В качестве основных источников звука в автомобиле раньше нам были известны кассета да радиоэфир. Попытки «прививки» в салон авто «взрослых» музыкальных носителей (т.е. проигрывателей виниловых грампластинок и катушечных магнитофонов), предпринятые в США в 50-60 годах, не принесли особого успеха…

Первый автомобильный проигрыватель и специальный формат граммофонных пластинок к нему разработал доктор Питер С. Голдмарк из исследовательского подразделения радиокомпании SBC. Он снизил скорость вращения диска вдвое по отношению к традиционным долгоиграющим 33 об/мин. Первые серийные экземпляры поступили в продажу в 1956-ом, а на следующий год проигрыватель мог быть установлен на всех без исключения автомобилях Chrysler. Не только «Крайслеры» стали вместилищем новинки, даже самый дорогой Cadillac Eldorado в 1953-м получил в качестве стандартного оборудования автопроигрыватель доктора Гольдмарка. Поставки аппаратов осуществляла все та же SBC (а точнее, ее подразделение по выпуску грампластинок Columbia Records), начав производить долгоиграющие «семидюймовики», но только при условии, что первый заказ оформят на 20 тысяч экземпляров. К сожалению, в контракте не оговаривалось, кто будет торговать пластинками - то ли обычные музыкальные магазины, то ли дилеры корпорации Chrysler. Дело пошло самотеком, а потенциальные потребители остались предоставленными самим себе. Шесть первых дисков входили в комплект аппарата, и вопрос о том, где владельцу покупать следующие, так и остался открытым, что не замедлило сказаться на популярности новинки. Поэтому большинство автомобилистов предпочитали слушать радио, а не грампластинки, пусть даже с очень хорошим для того времени качеством.

Видя, что затея выдыхается, Chrysler взамен прежнего проигрывателя со скоростью 16,6 об/мин, в 1960 году стал предлагать аппарат Highway Hi-Fi, рассчитанный на обычные «сорокопятки». Такие проигрыватели поставляли сразу три фирмы RCA, RAC, и Allstate. Проигрыватели заряжались сразу целой стопкой пластинок, и тонарм подводился к самой нижней, по сути дела он работал «вверх тормашками». Особая кнопка на корпусе аппарата отводила тонарм в сторону и сбрасывала проигранную пластинку вниз по шпинделю в специальный накопитель, после чего можно было слушать следующую - это был первый в своем роде автомобильный чейнджер. Несмотря на очевидные функциональные преимущества, они не помогли удержать стремительное падение популярности проигрывателя грампластинок как элемента оборудования салона авто и с окончанием сезона 1960 года опция Highway Hi-Fi был «исключен» из списка «краслеровских» аксессуаров.

Магнитофонная панель в качестве приставки к автомобильному радиоприемнику представлялась намного более обещающей, но далеко не всякий мог позволить себе иметь в машине катушечный магнитофон в то время. А монофонические аппараты в легковушках не привились точно так же, как перед ними не привились проигрыватели монофонических грампластинок. Между тем, на подходе уже был стереозвук. В первой половине 60-х началось вещание в УКВ-диапозне, которое создало предпосылки для начала сперва пробных, а затем и регулярных стереофонических передач с использованием надтональной несущей частоты 31,25 кГц. Она предоставила возможность передавать не один, а сразу два канала с достаточно широкой полосой пропускания.

Автомобильные приемники впервые получили УКВ-тюнер где-то в 1963 году, а через три года в их схему пришлось ввести стереодекордер и автонастройку частоты, без которой качественный прием угрожал стать практически невозможным. Динамиков теперь требовалось четыре: два с фронта и два с тыла и еще нужно было разводить их диагонально, чтобы получить достаточно глубокий стереоэффект. В домашних акустических системах такая расстановка громкоговорителей вполне могла сойти не то что за стерео, а за "псевдоквадро". У дорогих американских машин тыловые динамики снабжались реверберирующим устройством, еще более усиливающим стереоэффект.

Когда появился пристойный автомобильный стереоусилитель, стала возможной попытка превратить встроенный радиоприемник в магнитолу, раз уж радиолы из него все равно не получилось. Единственной заминкой осталась проблема зарядки ленты, которая на катушечных магнитофонах выполнялась двумя ручками в несколько приемов, для чего водителю бы пришлось найти место на обочине, остановиться, поменять музыку и только потом снова тронуться в путь. Компакт-кассет тогда еще не существовало, поэтому пришлось разрабатывать кассету для нормальной 6,25-миллиметровой магнитной ленты. Подобный звукосниматель получил название «картридж», он вставлялся в магнитолу одним движением и имел целых восемь дорожек. «Картриджи» поступали в продажу уже записанными. Эта система начала получать распространение со второй половины 60-х и до такой степени хорошо прижилась, что даже после появления компакт-кассет, несколько лет подряд удерживала свои позиции. Но в конце концов, кассета победила картридж, и после 1983 года "восьмидорожечники" на новые автомобили больше не устанавливались.

С началом эры цифровой техники в автомобиле последовательно появились компакт-диск, а потом DVD и медиафайлы (мр3, wma, jpg, а в последнее время и DivX), первоначально применяемые в персональных компьютерах. Помимо звука в салон пришло изображение! Качественный скачок произошел и в системе радиовещания. Например, в США внушительный сектор Car Audio был посвящен спутниковой радиотрансляции в автомобиле, принцип работы который мало отличается от сателлитного телевидения. Около десяти долларов в месяц абонентской платы – и пользователь получает сотню тематических каналов с высоким качеством и минимумом рекламы. В этом секторе с 2000 года просторы Нового Света делят два крупнейших провайдера – Sirius Satellite Radio и XM Satellite Radio Holding. На этапе становления рынок потенциальных пользователей оценивался в 200 миллионов человек. В настоящий же момент по данным на 2004 год «арсенал» XM насчитывает 2,5 млн. подписчиков, а Sirius – 800 тысяч. Тем не менее данный проект рассматривается как долгосрочный – продолжают поступать инвестиции, идет плотная рекламная компания, а ведущие автомобильные и Car Audio производители, работающие на американском рынке, в обязательном порядке включают опцию поддержки спутникового радио в составе своих компонентов. Например, в номенклатуре компании Alpine спутниковый тюнер радио имеется как в составе головного устройства (CD-ресивер CDA-9820XM), так и в виде дополнительного модуля Ai-NET, позволяющего работать с Sirius Satellite и XM.

Alpine CDA-9820XM
увеличитьAlpine CDA-9820XM
Alpine CDA-9855
увеличитьAlpine CDA-9855
Alpine DVI-9990
увеличитьAlpine DVI-9990

По вполне очевидным причинам аудиофильские многоканальные форматы DVD-Audio и SACD получили малое распространение в «домашней» сфере и уж совсем мизерное - в Car Audio. И дело здесь не только в дороговизне соответствующих носителей и технических проблемах эффективной реализации этих форматов, из-за которых значительная часть потребителей hi-end не спешит переходить на «новые диски». Конъюктура массового рынка такова, что в настоящий момент развитие аудиотехники идет не столько в плане качественных характеристик, сколько в отношении сервисно-эстетических требований. Иными словами, большинство современных потребителей вполне устраивает качество звучания аудиофайла мр3, который как известно, сжат с неизбежной потерей исходных данных. В современном мире потребителя больше заботит удобство пользования (в том числе, скорость доступа), дизайн и персональная самоидентификация, которая строится на брендово-статусной маркировке индивида, приобретающего тот или иной продукт. А текущий ассортимент музыки, выпущенной в мультиканальных аудиоформах слишком скуден и неразвит, чтобы говорить о ее широком внедрении в Car Audio. Да что там говорить о SACD, если Nakamichi, один из самых уважаемых производителей в мире элитного автозвука, до недавних пор даже не выпускал головных устройств с поддержкой мр3. И лишь недавно этот принципиальный консерватизм был растоплен моделями ресиверов CD-300 и CD-500. А вот наличием DVD-Audio могут похвастаться (если расценивать подобное состояние дел как повод для хвастовства) лишь единицы, вроде головных устройств Alpine DVI-9990, входящих в состав фирменной топовой серии F#1 Status.

Nakamichi CD-500
увеличитьNakamichi CD-500

Впрочем, что касается мр3, то упрямое поведение Nakamichi было скорее исключением из общего правила. Как уже говорилось, потери качества при сжатии мало кого беспокоят и сегодня «чистых» CD-ресиверов практически не осталось. Как правило, кроме мр3, они «крутят» и wma. Второй аудиоформат вообще-то не очень популярен, однако если посмотреть на расшифровку его аббревиатуры (Windows Media Audio) и соответствующий развевающийся значок, то станет понятным многое о связях и расстановке сил в мире интернациональных корпораций.

Как и в случае с современными мобильными телефонами, головные устройства с цветным дисплеем получили возможность загрузки изображений, которые в изобилии можно найти на интернет-серверах производителей, а также интегрировать (после соответствующей обработки в фирменной графической программе) собственные картинки. Несмотря на то, что многие мировые электронные концерны (JVC, Philips, Pioneer, Panasonic) наконец-то «признали» некогда «компьютерно-пиратский» формат MPEG4 и уже выпускают домашние DVD-плееры с поддержкой DivX, в Car Audio эта опция наблюдается пока лишь у южно-азиатских производителей.

Pioneer DEH-P90HDD
увеличитьPioneer DEH-P90HDD

Разумеется, что компьютерные данные, обживающиеся в салоне автомобиля, неизбежно повлекут за собой и сходные способы их хранения и связи. Уже не первый год у производителей Car Audio присутствуют головные устройства – как с внутренним хард-драйвом на 10 Гб у Pioneer DEH-P90HDD, так и в виде внешнего модуля как у Kenwood KHD-C710 со съемными картриджами DNS на 10 Гб. Что касается емкости жесткого диска, то здесь именитых производителей превзошла компания SSI, которая предлагает едва ли не самые вместительные «винчестеры» для автомобилей - Car Jukebox. Головное устройство Neo-35, оснащенное двойным 18-битным ЦАПом позволяет записать до 120 Гб данных. В большинстве случаев автомобильные винчестеры вмещают не более 10-40 Гб, да что там автомобильные, 120 "гигам" может позавидовать и владелец домашнего компьютера. Плюс неплохие характеристики: сигнал/шум более 90 дБ и двухминутный "антишок".

Kenwood KHD-C710
увеличитьKenwood KHD-C710
Neo-35
увеличитьNeo-35

А в последнее время наметилась тенденция (что показала выставка CES-2005) интеграции с автомобильным аудиокомплексом привычных «домашних» переносных хардов. Речь идет о портативных плеерах iPod с жестким диском на 10 и более гигабайт. Несмотря на нешуточную (как и все продукты от компании Macintosh) цену, iPod пользуется в США большой популярностью благодаря привлекательному дизайну и отменным характеристикам аудиовыхода. А почему бы не приспособить его в своем «втором доме», если не очень хочется возиться с записью мр3 на «болванку» или раскошеливаться на головное устройство с внутренним винчестером? В этом году на очень многих выставочных стендах можно было увидеть интерфейсы для использования iPod в составе традиционной системы Car Audio. Не исключением стал Alpine и его iPod-ready линейка головных устройств. А для старых моделей предназначен (опять-таки недешевый – 250$) отдельный интерфейс KCA-420i, благодаря которому можно будет управлять «ай-подом» примерно так же, как и обычным чейнджером.

Управление современными головными устройствами во многом уподобляется обращением с компьютерными интрефейсами. Интерактивными touch-панелями в Car Audio уже мало кого удивишь. В 2004 награда на CES-2004 досталась Alpine не в последнюю очередь благодаря сенсорной системе управления с обратной связью PulseTouch. Прикосновение к виртуальным кнопкам в ней сопровождалось различными тактильными подтверждениями. В этом году посетителям была предложена еще одна новация из этой области, нашедшая свое применение в ресиверах CDA-9855 и CDA-9853. Технология GlideTouch представляет собой горизонтальную сенсорную полосу, расположенную на панели головного устройства и заменяет традиционные кнопки, отвечающие за перемотку и.т.п. Управление с GlideTouch теперь больше напоминает работу с сенсорной «мышью» в ноутбуке.

Отказ от механических систем считывания вроде CD или дорогостоящих винчестеров является следующим шагом в борьбе с дорожной вибрацией. Часть головных устройств Clarion с 2004 года оснащается функцией Music Catcher, позволяющей записать во внутреннюю память аппарата до 6 часов музыки. Переносные флэш-карты, емкость которых может достигать 1 Гб, также нашли свое применение в автозвуке. Флагманский аппарат 2004 года Eclipse CD8454 позволяет анализировать «аудиообстановку» в салоне и записывать результаты на «соневскую» карту Memory Stick. Далее, посредством ПК, пользователь связывается с фирменным сервером E-iSERV, который обрабатывает поступающие данные и записывает на карту новые параметры, корректирующие возможные недостатки конкретной аудиосистемы. С Sony, устройства Eclipse «роднит» также поддержка сжатого формата аудиоданных ATRAC3, помимо традиционных мр3 и wma.

PDC-108
увеличитьPDC-108

А еще более радикальные шаги по преодолению сбоев предприняла тайваньская PDC, в своих головных устройствах и вовсе отказавшись от кассет, CD и винчестеров, снабдив свои ресиверы PDC-108 лишь тюнером, внутренним усилителем, цифровым диктофоном и четырьмя слотами для карточек SD/ММС. Воспроизведение музыки на подобном агрегате прервется, лишь когда тряской вырвет соединительные провода.

Нередко связь автомобильных аудиокомплекса и домашних медиа-компонентов осуществляется посредством протокола USB 2.0, но не за горами и широкое распространение беспроводной передачи данных. Например, компания Omnifi предложила систему Wireless Digital Media Transfer, позволяющую «заливать» данные в терминал автомобиля не только из домашнего РС, но и связывать машину непосредственно с Интернетом. На сервере Omnifi можно заказать нужные программы или необходимую информацию на определенное время. Когда пользователь садится в автомобиль, его уже ждут, например, новости или какой-нибудь хит-парад с песнями, в общем, все что душа пожелает.

Таким образом, мы становимся свидетелями (и непосредственными пользователями) новой концепции современной бытовой техники «для человека» с постоянно растущим кругом выполнения функциональных задач. Прежде разрозненные, автономные элементы обретают связи и образуют систему с унифицированными протоколами передачи данных и интерфейсом. Этот симбиоз сопровождается и взаимным заимствованием технико-функциональных решений, прежде характерных лишь для какого-то одного компонента. Иными словами, магнитолы получили от компьютеров Интернет, жесткие диски и флеш-карточки, а сами компьютеры теперь можно брать с собой в автомобиль.


Автор: Евгений Домрачев




Оставить комментарий

Имя
Комментарий





Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)