СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. НА ЗАМЕТКУ

HD-DVD и Blu-ray: оковы легальности или защита от покупателя…

Увеличить

Тема войны форматов уже ни раз поднималась на нашем портале, правда в основном это были небольшие новостные заметки, из которых впрочем, можно было понять сложившуюся на рынке ситуацию. Наверное, всем, кто хоть как-нибудь следит за развитием событий вокруг HD DVD и Blu-Ray известно, что появление этих технологий на рынке откладывалось много раз. Причём основная причина – желание киноиндустрии как можно более серьезно защитить форматы от возможного нелегального копирования контента высокой чёткости.

Вообще то кинозвукозаписывающая индустрия мало заинтересована в развитии новых технологий, так как с появлением новых форматов каждый раз встаёт вопрос о защите их от копирования. Естественно, интересы конечного пользователя в случае, когда речь заходит о возможных прибылях с продаж лицензионных дисков, не учитываются. Мало того, потребитель подчас находится в полном неведении относительно того, какие ограничения накладывает на работу с купленным диском встроенная в него защита от копирования. А ведь в некоторых случаях, подобная защита может даже повредить или заблокировать аппаратуру, на которой вы пытаетесь проиграть диск.

Итак, цель киностудий и звукозаписывающих компаний – снизить вероятность нелегального копирования контента с новых носителей до минимума. Эта цель никак не связана с улучшением характеристик формата или технологий записи на новые диски. Выходит, что значительные суммы тратятся компаниями совсем не на то, чтобы потребитель получил как можно больше удовольствия от использования новых возможностей форматов. Скорее наоборот, применение защиты в новых технологиях лишь накладывает всё большее и большее количество ограничений на работу как с контентом, так и с самим диском.

Увеличить

Начнём с того, что основной технологией защиты данных от копирования на новых форматах HD DVD и Blu-Ray является DRM-стандарт распространения контента Advanced Access Content System (AACS), разработанный одноимённой организацией. Данная система защиты устанавливает правила работы с новыми дисками. В группу разработчиков AACS входят такие компании, как Disney, Intel, Microsoft, Matsushita (Panasonic), Warner Brothers, IBM, Toshiba и Sony.

AACS

Суть системы защиты контента AACS состоит в том, что на всех этапах хранения и передачи информации, она подвергается шифрованию. Однако можно спокойно выделить два основных пункта шифрования контента:

1. Криптографический алгоритм шифрования файлов на диске – AES (Advanced Encryption Standard).

2. Криптографический алгоритм скоростного шифрования сигнала в кабеле при его передаче на дисплей – HDCP (High Definition Content Protection).


1. Алгоритм AES предлагает шифрование файлов на очень достойном уровне. Критерии, которым на сегодняшний день удовлетворяет его архитектура, просты: высокая степень защиты, простая внутренняя структура и высокая производительность. Данный алгоритм довольно распространён на рынке и применяется в очень разных системах и на совершенно разных платформах, поэтому одним из основных требований при его разработке была высокая скорость работы при шифровании/дешифровании данных. Алгоритм является общедоступным и при его использовании компаниям не требуется выплачивать какие-либо лицензионные отчисления. AES поддерживает минимальный размер блок в 128 разрядов, а размеры ключей – в 128, 192 и 256 разрядов. Без знания ключа, получить доступ к контенту невозможно.

Интерфейс DVI
Интерфейс DVI
Интерфейс HDMI
Интерфейс HDMI

2. Одно из основных предназначений интерфейсов DVI и HDMI - подключение цифровых камер и DVD-проигрывателей к цифровым телевизорам. А на технологию HDCP (High Definition Content Protection) возложена задача предотвращения незаконного копирования содержимого дисков. Метод прост – выходной сигнал просто-напросто шифруется.

Увеличить

Стоит напомнить, что система HDCP была разработана корпорацией Intel с целью шифрования сигнала высокой чёткости. Однако до того момента, когда эту технологию решили применять именно в таких устройствах, компании-производители видеотехники уже успели поставить на мировой рынок огромное количество телевизоров и проекторов, способных воспринимать и показывать HDTV-изображение, однако абсолютно неадаптированных к расшифровке HCDP-сигнала.

Помимо всего прочего, разработка HDCP оказалось довольно уязвимой, и с момента её официального обнародования было сообщено уже как минимум о двух случаях взлома. Голландский криптограф Нильс Фергюсон ещё в августе 2001г. сообщил о том, что при помощи четырёх компьютеров и пятидесяти HDCP-дисплеев любой профессиональный IT-специалист сумеет получить главный ключ HDCP. При помощи главного ключа без особых проблем можно будет расшифровать любую видеозапись или сымитировать какое-либо HDCP-устройство. В 2006г. была обнаружена гораздо более смешная уязвимость – немецкий журнал CT попробовал автоматизировать процесс копирования каждого кадра HD-записи с помощью обычной клавиши Print Screen. Способ оказался удачным.

На сегодняшний день использовать HDCP в своей продукции могут лишь те, кто готов платить лицензионные отчисления организации Digital Content Protection. За право применения HDCP придётся ежегодно выплачивать Digital CP $15`000. А также за каждую проданную единицу техники с DVI/HDCP-совместимостью потребуется отчислять $0.005, и по $0.04 – за каждое HDMI/HDCP устройство. Уникальные декодирующие ключи также предоставляются компаний Digital CP.

Другие функции AACS

По причине того, что технология HDCP оказалась недоступной на многих HDTV-совместимых устройствах, разработчикам пришлось искать ей альтернативу. И она была найдена, правда ничего хорошего конечного пользователю она не сулит. Называется эта разработка ICT (Image Constraint Token), а суть её в том, что она специально снижает разрешение цифрового видеосигнала до 960х540, если выход на дисплей не оборудован HDCP-шифрованием.

Увеличить

Выходит, что люди, купившие недавно HDTV-устройства без поддержки HDCP попадают впросак, ибо насладиться высоким HDTV-качеством изображения в случае применения данной разработки на своих телевизорах у них не получится. Однако представители DVD Forum и Blu-Ray Disc Association заверяют нас в том, что в ближайшее время использовать ICT-технологию никто не собирается. Впрочем, никаких официальных подтверждений этого не существует, так что ничто не помешает заинтересованным компаниям использовать этот пункт в своих интересах.

Следующим пунктом в спецификации AACS идёт метка DOT (Digital Only Token), целью которой является – недопущение появления на выходе аналогового изображения. Причём о том, что на продаваемом диске применена подобная защита, должно сообщаться специальной наклейкой на его упаковке.

Помимо выше перечисленных функций в стандарт AACS 1.0 внесен пункт об использовании дополнительных водяных знаков ROM-Mark. Смысл в том, что всё оборудование, предназначенное для выпуска новых дисков в промышленных масштабах, будет наносить на каждый диск специальную отметку, без наличия которой устройства воспроизведения новых форматов проигрывать запись не будут.

Что важнее - права потребителя или киностудий?

Прецеденты ограничения свободной работы с информацией в нашем мире происходят постоянно. Для того, чтобы убедиться в этом, можно переместиться на несколько лет назад.

Наиболее преуспела в этом корпорация Intel, которая вообще довольно активно продвигает технологии и предложения по ограничению возможностей сохранения и записи данных. Например, можно вспомнить об организации SDMI (Secure Digital Music Initiative), которая, появившись в 1998г., объединила в одном лагере более двухсот ИТ-компаний, производителей электронной техники, Интернет и контент-провайдеров, а также звукозаписывающих компаний.

Основная цель данной формации состоит в разработки технических спецификаций, позволяющих защищать проигрывание, хранение и распространение музыки, представленной в цифровых форматах. Другим словом, снизить возможности владельца купленного диска или скаченного файла по свободному обращению с оным. Интересно, что в SDMI нет ни одного представителя организации, которая имела бы хоть какое-то отношение к защите гражданских или потребительских прав.

SDMI стала известной общественности после того, как 6 сентября 2000г в открытом письме предложила хакерам, криптологам и другим заинтересованным людям попробовать взломать их цифровую схему защиты «digital watermarking». Это привело к тому, что система была взломана и видоизменена, в результате чего любое устройство, использующее данную систему защиты, стало по определению уязвимым.

Суть технологии заключалась в том, что позволялось наличие скрытых данных на носителе, например таких, как уникальный идентификатор диска. Эта система также позволяла соотнести информацию о покупателе (имя, адрес) с уникальным идентификатором диска. Несмотря на это, данная система защиты не предотвращала нелегальное копирование. Она лишь гарантировала, что через любое количество копий, сделанных с оригинала, можно было вычислить изначальный диск и его идентификатор. Естественно, данная схема оказалась бы эффективной лишь в том случае, если бы можно было положиться на верную идентификацию личности в точках продаж дисков. Ведь никто не мешает покупателю сообщить неверные сведения о себе.

От таких способов защиты, какой описан в этом примере, со временем полностью отказались. То, что нам предлагают сегодня оставляет гораздо более сильные впечатления. Правда, совсем не радостные, ведь очевидно, что все эти многоуровневые защиты наверняка будут значительно тормозить работы новых DVD-устройств, приводить к ошибкам и ещё неизвестным пока последствиям.

Все перечисленные в этой статье пункты спецификации AACS в значительной степени усложняют работу с новыми форматами – HD DVD и Blu-Ray, а в некоторых случаях – ещё и снижают качество изображения. Важно заметить, что эти функции появились в списке обязательных благодаря настойчивым требованиям голливудских киностудий. Идеальным положением дел для кинокомпаний, наверное, стала бы ситуация, в которой пользователь не сможет сделать с диском ничего, кроме как посмотреть его. Причём желательно, чтобы диск «запоминал» первое устройство, на котором его воспроизводят, и блокировал возможность собственного воспроизведения на каком-либо другом проигрывателе. Будем надеяться, что такого в ближайшем будущем не произойдёт.

Евгений Курышев




Оставить комментарий

Имя
Комментарий





Главная страница > Hi-Fi потребитель > Советы пользователю > На заметку > HD-DVD и Blu-ray: оковы легальности или защита от покупателя…

Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)