СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. АКУСТИКА

Двигатели звука

На протяжении долгого периода времени - нескольких десятилетий - устройство динамиков кардинально не менялось. В связи с техническим прогрессом менялись лишь материалы, из которых производились те или иные составные части. Правда, это происходило лишь в среднем и верхнем ценовых сегментах, а в нижнем все остается без каких-либо заметных изменений и по сей день. Естественно, что все упирается как в себестоимость самих материалов, так и в издержки на разработку и постановку компонентов на конвейер. Очень важно при разработке новых технологических приемов не потерять тот иллюзорный баланс цены и качества, который, собственно, и является ключом к сердцу покупателя.


За последние годы производители акустических систем значительно расширили спектр предлагаемых вариантов и моделей. Поэтому, охватить в данной статье все типы динамиков и производственных материалов, естественно, не удастся. Остановимся лишь на самых распространенных вариантах и рассмотрим их преимущества и недостатки. Но вначале все же стоит вкратце рассказать об устройстве самих динамиков.

Внутри некой магнитной системы размещается катушка, обмотанная проводом. На нее непрерывно воздействует магнитное поле. Под действием этого поля катушка постоянно совершает возвратные продольные движения с частотой, зависящей от подаваемого на нее напряжения. К катушке присоединен диффузор, который во время колебаний и воспроизводит звук.

Наиболее распространенные размеры динамиков – 6, 8, 10, 12, 15 и иногда 18 дюймов. Чем больше по диаметру динамик, тем более низкие частоты он может воспроизводить. Соответственно, маленькие динамики в большинстве случаев играют роль ВЧ (как дополнение к пищалке) и СЧ, а крупные – НЧ в сабвуферах. Одним из важных элементом динамика является рама, при помощи которой он собственно и крепится. Чем больше и тяжелее сам магнит, тем прочнее должна быть крепежная рама. Чаще всего встречаются два типа рам – литые алюминиевые (в дорогих системах) и штампованные из листовой стали (в более дешевых вариантах или при небольшой мощности).

Не менее важен и сам магнит. Самый распространенный и довольно качественный – это керамический магнит. Также неплохим выбором могут стать магниты из различных сплавов (кобальт, ниодим, самрий). И опять же, чем он больше и массивнее, тем глубже будет бас. Помимо всего прочего, при выборе акустики стоит обратить внимание на то, есть ли в магните вентиляционное отверстие для охлаждения динамика, особенно для систем с высокой мощностью. К слову сказать, последнее время в охлаждающих системах динамиков все чаще используется специальная жидкость. К сожалению, она демпифрует подвижность магнита, поэтому плюс это или минус сказать сложно.

Теперь перейдем к диффузорам. У СЧ динамика он должен быть не очень глубоким; у НЧ – поглубже. Было бы совсем неплохо, если б диффузор был усилен несколькими ребрами жесткости. В связи с тем, что диффузор НЧ динамика испытывает высокие нагрузки, то он должен быть сделан из плотного материала. Одними из лучших на сегодняшний день являются НЧ диффузоры из кевлара благодаря высокой прочности и долговечности. Для СЧ диффузоров ответ не столь однозначен. До сих пор производители, да и сами пользователи не могут прийти к согласию - что лучше, пластик или бумага. С одной стороны, бумажные диффузоры «натуральнее» и «теплее» передают звук, чем пластиковые. С другой, они намного быстрее изнашиваются и высыхают и обычно тяжелее пластиковых, поэтому хуже воспроизводят импульсные сигналы (например, удары и «взрывы»). Так что на сегодняшний день однозначно сказать какой материал лучше сложно.

Ну и напоследок стоит сказать немного о подвесах. Во-первых, чем больше жесткость верхнего подвеса, тем больше будет чувствительность динамика. Во-вторых, подвес должен быть еще и гибким, чтобы обеспечивать высокую подвижность диффузора. Обычно используются 3 вида подвесов: пилообразный, полутор и синусоидальный. Пилообразный достаточно жесток, чтобы выдержать нагрузку 200 Ваттного НЧ/СЧ динамика. Синусоидальный – крайне жесткий и обычно используется в НЧ громкоговорителях сабвуфероф. Ну а двойной полутор обладает большой гибкостью, позволяя НЧ или СЧ диффузору свободно колебаться.

В общем и целом, хотя выбор динамиков на рынке акустических систем довольно-таки широк, главное, чтобы они были качественно сделаны. Естественно, что не стоит ожидать от дешевых китайских колонок того же качества звучания, что и от известных производителей. Да и цена играет немаловажную роль, так как при высоком значении дает разработчикам и производителям простор для фантазии. Самое главное, что из чего бы ни была сделана акустическая система, от какого бы она ни была производителя, важно, чтоб ее звук нравился именно вам. И нередко можно встретить случаи, когда система, которая чуть ли не в два раза дешевле своего аналога, нравится намного больше, чем более продвинутая модель. Как говорится, на вкус и цвет…

Автор: Красильников Алексей

Далее




Оставить комментарий

Имя
Комментарий





Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)