Обсудить на форуме

Радиозвуки

Радио пора назвать древнейшим изобретением. С тех пор как Попов и Маркони осуществили первые беспроводные передачи прошло уже более двух веков. Но принцип передачи и приёма изменился незначительно. Передатчик мощностью в несколько киловатт с антенной, находящейся где-либо на высоте, занимается преобразованием сигнала в радиоволны, а приёмник в вашем доме или автомобиле осуществляет обратный процесс, в результате которого мы слышим звук. И, конечно, прошло то время, когда этим звуком были простые сигналы азбуки Морзе. Сейчас в эфире играют очень насыщенные и сложные стереофонограммы. О стереовещании, или FM (частотная модуляция), подробнее и поговорим в этом материале, ведь к радиостанциям, вещающим в этом частотном диапазоне, слушатель предъявляет наиболее серьёзные требования по качеству звука.


Для начала о том, каким образом получается сигнал на станции и в чём его проблемы. Сразу отмечу, хорошего (тем более аудиофильского) звука на радио не может быть по определению. Во-первых, из-за частотного ограничения. На FM радио можно услышать частотный спектр от 30 Гц до 15 кГц (в то время как самый захудалый производитель акустики обычно пишет на своей коробочке 20 Гц – 20 кГц). Такое ограничение появилось не просто так. Всё дело в стереосигнале, которого, в принципе-то и нет: в FM вещании используется схема знакомая многим по кодированию в mp3 под названием join stereo, то есть кодируется не отдельно два моноканала, а моносигнал и разница стереоканалов – это, во-вторых. Что любопытно, если представить себе частотную характеристику радиосигнала, то, как раз после 15 кГц в сигнале и будет находиться вся стереоинформация. И в дополнение к урезанному по частотным характеристикам и неполноценному стерео добавляется ещё и третье - ограниченный динамический диапазон (разница между максимально тихим и самым громким звуком), который у радиосигнала составляет всего 30 дБ. Для сравнения: у компакт-диска он 92 дБ, впрочем, недорогая аппаратура редко воспроизводит больше 60.

Четвёртой в нашем списке звуковых проблем становится обработка сигнала, которую радиостанции устанавливают с целью донести до слушателя максимум информации. Это, конечно, правильно. Но нам, как слушателям полезно будет знать, почему в тихих моментах песен голос вдруг начинает звучать гораздо громче - работает компрессия. Это алгоритм сжатия динамического диапазона, например, до упомянутых 30 дБ: тихий фрагмент становится громче, громкий – тише.

Расскажу один комичный случай: знакомый, часто слышавший по радио известную песню, решился на покупку лицензионного компакт диска с оной. Пришёл домой, поставил, после чего звонит мне и говорит: «Я, наверное, неправильный диск купил, как-то всё бледненько звучит». И заметьте, он сходил, поменял его на такой же (и как ещё продавцам объяснил причину замены!), звонит мне повторно и жалуется, что совсем наплевали музыканты на покупателя, даже диски неполноценные выпускают. Долго я выяснял, где же собака зарыта, но, в конце концов тайна была раскрыта. Оказывается, ему очень нравится куплет этой композиции, в котором звучит голос с гитарой, интимно, просто, и без всяких барабанов. На радио этот фрагмент в результате сильной компрессии становится плотным, громким, очень насыщенным, а при обычном прослушивании – тихим (научный факт: при субъективном сравнении звука двух колонок, их громкость должна быть одинаковой, иначе предпочтение будет отдано более громкой). Он привык к накалу чувств, а тут что, постоянно ручку громкости гонять? И просто громче не сделаешь, от припева-то соседи проснутся. К тому же, компрессия на радиостанциях это сложный многополосный прибор, который довольно серьёзно обрабатывает сигнал, придавая звуку свою, оригинальную составляющую. Поэтому и слушающий различные радиостанции человек порой может легко угадать на какой волне он находится, просто по окраске звука.

У сей истории есть и обратная сторона. Теперь, если вы заметили явно слабое качество записи и сильную компрессию звука на диске (чаще всего с последними хитами) – знайте, эта «пиратка», записанная с радиоэфира, а песни аккуратно обрезаны, дабы не прозвучали позывные станции.

Как вывод можно сказать, что о натуральном и богатом звуке на FM станции можно только мечтать. Впрочем, если вы такой уж аудиофил, то, скорее всего музыку, которая вам нравится крайне редко ставят на радио, и вообще: купите лицензионный компакт-диск, поддержите любимого исполнителя.

Теперь коснёмся другой проблемы радиовещания – стабильность приёма радио сигнала. Все мы знаем как неприятно слушать трески и «писк» вырывающиеся из радиоприёмника во время поездки на автомобиле, а порой и в результате собственного передвижения по комнате. Опять же сначала посмотрим, как с этим борются на самих станциях. Обычно они оперируют тремя параметрами: мощность передатчика, строение антенны, и высота её подвеса. От мощности передатчика зависит то, насколько устойчив приём в зоне покрытия, высота подвеса увеличивает эту зону, а конструкция антенны отвечает за пространственную схему распространения сигнала. Идеальное расположение – самая верхушка останкинской башни, 100 кВт и суперкрутая с большим усилением сигнала шаровая антенна. Такого нет ни у одной радиостанции! И никогда не будет по соображениям окупаемости, ведь такая диспозиция выльется в сумму с большим количеством нулей. Обычно мы имеем антенну, именуемую «восьмёркой», в результате чего под самой вышкой сигнала нет вообще, зато он усиливается по горизонту и не уходит в облака. Подвес антенны в лучшем случае достигает 100 метров, а мощность передатчика 10 кВт. И что же нам, обычным потребителям, в таком случае делать?

Правило номер один. Купите антенну! Как сейчас поступает большинство владельцев всяких музцентров? Втыкают проводок из комплекта в аппарат, а потом начинают эту «верёвочку» старательно развешивать по углам, и внимательно слушают. Ага, здесь хорошо звучит. А потом переключают на другую станцию, и опять бегают с проводком по комнате. Дело в том, что передающие антенны станций часто располагаются на разных вышках, и естественно, на разной высоте, следовательно, их волны распределяются по городу неравномерно. Не забывайте и об отражениях от соседних зданий, которые создают огромное количество помех, и могут вполне серьёзно повредить качественному приёму. Избежать проблем с нестабильным сигналом может только принимающая антенна. Естественно, чем она лучше (читай дороже), тем стабильней принимается сигнал.

Сейчас на рынке сложно найти специализированные FM антенны, и поэтому многие любители радио, живущие вдали от центральных городов (у них-то такие проблемы «на слуху») используют для этих целей обычные телевизионные МВ или всеволновые антенны, отлично приспособленные для приёма сигнала от 64 до 108 МГц. Рекомендую обратить внимание на такой технический параметр как коэффициент усиления: чем он больше, тем лучше, но не ищите цифры с хотя бы одним нулём. 10 дБ – это очень круто, в особенности, если указан пассивный коэффициент (самой антенны без электронного усилителя). И даже отрицательное значение, например -3 дБ, также означает довольно серьёзное улучшение сигнала.

Правило номер два. Купите хороший тюнер! Если не отдельный тюнер, то обратите внимание на чувствительность тюнера в музцентре или автомагнитоле. Не помешает. Ведь радио вы будете слушать, чуть ли не большее количество времени, чем всё остальное. Конечно, есть ещё и проблема совместимости, потому как некоторые простые антенны, имеющие свои электронные блоки, ну никак не хотят работать с «навороченными» тюнерами. Отсюда и совет: с серьёзной техникой используйте пассивные антенны без дополнительного усилителя.

И да пребудет минимум шума в ваших приёмниках! О том, что и когда слушать, в следующей статье.

Автор: Андрей Рамин




Оставить комментарий

Имя
Комментарий




||


Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)