Обсудить на форуме

Все статьи Владимира Стародубцева         Оставить комментарий

Однополупериодный Рай

Нет предела совершенству (поговорка)

LG 37LC2RR
увеличитьУвеличить фото
Неоднократно возвращаясь к проблеме питания звукоусилительной техники, в очередной раз убеждаешься, что не все вопросы, связанные с этим достаточно изучены. Примером этому стал тот факт, что проводя очередные эксперименты с усилителями в области проверки источника питания при переходе с кристаллических элементов (диодов, мостов) на кенотронное преобразование, обнаружилось, что усилитель заиграл как-то по иному, несколько необычно, но при этом слегка повысился уровень фона. Проверка установила, что прослушивание проходило при случайном отключении одного из плеч кенотрона, т.е., фактически при однополупериодном выпрямлении (далее по тексту ОППВ). Такой вариант питания радиоаппаратуры уже давно обсуждался многими любителями звука, но у нас пока до проверки этого феномена руки не доходили. Но, как говорится, нет худа без добра. Было решено продолжить эксперименты в этом направлении.

Для начала был взят бюджетный вариант усилителя “Oberton-300B” с кенотронным выпрямителем, переведенным в режим ОППВ. Эффект изменения звучания был настолько поразителен, что решено было провести такие изменения в источниках питания и других моделях усилителей. Таким новациям был подвергнут практически весь модельный ряд наших усилителей, которые на тот момент были доступны для доработок. Одним из таких стал усилитель последней модификации на ГМ-70. Несмотря на то, что источник питания имеет высокое анодное напряжение порядка + 1150 В, доработка питания проблем не вызвала.

Единственным, при этом неудобным моментом наблюдался слегка повышенный уровень фона. Однако, этот фон при звучании фонограмм практически не мешал. Зато эффект перевода кенотронного выпрямителя в режим ОППВ был настолько физически осязаем, как в прямом, так и в переносном смысле. Описать, что при этом происходит со звуком, словами не просто. Можно попытаться выразить примерно, как вовлеченность, удивительная музыкальность, резкое снижение сибилянтов на шипящих, четкое выражение музыкальных фраз, основательность сцены, объемность и т.д.

В итоге по такому принципу были доработаны, кроме моделей на ГМ-70 и остальные, это бюджеты на 300В, 6С4С и 6С33С. На усилители серии 6С33С хочу остановиться подробней. Находясь в очередной командировке в Москве, зашел в гости к давнему обладателю двухблочного усилителя на 6С33С. Посидели, попили чайку. Я предложил хозяину провести доработку блока питания его усилителя по тому принципу, что описано выше. Да, нет, не надо, он у меня и так здорово играет, что нет вопросов. Уговорил. Вначале доработали выпрямители в драйвере и смещении. При включении с первых же аккордов мой друг зашевелился в кресле и засуетился. В ход пошли тестовые диски. Эффект произвел впечатление даже в таком урезанном варианте. Но когда и оконечный каскад перевели питание в режим ОППВ, очарованию момента не было предела. Тут же выяснилось, что DAC А. Маркитанова, оказывается таил в себе несметные сокровища. Столь неожиданный эффект вызвал столько эмоций, что тут был титулован, как “Укол Героина”. Но хочу предупредить, что ложка дегтя в этой бочке меда все-таки обнаружилась. Ею оказался повышенный механический рокот сетевого анодного трансформатора, видимо связанный с тем, что при таком режиме выпрямителя рабочая частота в отличии от двухполупериодного выпрямления уже не 100, а 50 Гц, что увеличило индуктивное сопротивление и ток. При анализе не столь желаемого побочного эффекта выяснилось, что при расчете габаритной мощности сетевого трансформатора Ргаб. И работе его на разные виды нагрузки и методы выпрямления существует зависимость выбора Ргаб.. Так при работе с мостом в режиме двухполупериодного включения Ргаб. Увеличивают в 1,2 раза от расчетной, а при однополупериодном включении в 1,7 раза. Это, что касается Ргаб., а еще присутствует ряд моментов, на которые необходимо обращать внимание. Это, прежде всего, величина выпрямленного напряжения при режиме ОППВ. Практика показала, что величина постоянного напряжения фактически равна, или чуть больше переменного напряжения.

Следует также отметить, что эффект изменения звучания одинаково хорошо заметин как при кенотронном, так и при диодно-мостовом выпрямлении напряжения.

Также изменения ОППВ были проведены нами и в разработанных RIAA фоно корректорах. Эффект изменения звука был настолько значителен, что приняли решение внедрить эту технологию в последующих разработках усилителей. Правда, при этом придется несколько увеличивать габариты конструкции, а также цены. Но считаем, что игра стоит свеч. В этой статье приводим фото двух изделий, это усилитель мощности на 6С33С и RIAA фоно корректор, выполненных полностью с учетом тех новаций, о которых шла речь выше. Прослушивание в тандеме этих усилителей звук был настолько поразительно восхитительный, что даже сложно и слова подобрать к описанию.

LG 37LC2RR
увеличитьУвеличить фото
Кстати, в этом варианте усилителя на 6С33С были проведены эксперименты по прослушиванию извечного спора для 6С33С о включении нагрузки, т.е. выходного трансформатора в анод и в катод. Поделимся этим опытом, но при условии. Что выводы, которые мы сделали, касаются мнения только нашего КБ ТРИ В и его участников, которые принимали участие в этом эксперименте.

Вначале выходной трансформатор был включен в анод лампы 6С33С со следующими параметрами усилителя: Uа=+210 В, Ктр=14, Iа=0,18-0.2 А, Рвых=8 Вт, Кдемпф=8, Rн=8 Ом, Ri=1 Ом. В таком режиме усилитель эксплуатировался в течении месяца, причем, в течении полного рабочего дня с перерывом на обед. Фонограммы типовые, как с СД, так и с винила. Всем, кому доводилось посещать нас в это время, предлагалось прослушивание и высказывание своего мнения на этот счет. Отзывы практически были положительны, особых претензий к звуку не было. Но некоторые отмечали незначительную вялость и не динамичность фонограмм, т.к. считают эту лампу достаточно боевой.

Во второй части эксперимента нагрузка переведена была в катод. Для этого поменяли выходные трансформаторы с Ктр=10. При этом параметры усилителя были следующими: Рвых=18 Вт/3%, Ri=0,5Ом, Кдемпф=16, Rн=8Ом. Спектральные характеристики усилителя и их характер были идентичны как при анодной нагрузки, но на порядок ниже. При первых же звуках, издаваемых усилителем, стало ясно, что это его звук, настолько он стал живым, динамичным и энергичным. Дальнейшие разговоры на тему анод-катод для нас стали бесперспективны.

Анализирую этот феномен 6С33С, пришли к выводу, что конструкция этой лампы был “заточена” под нагрузку с катода, именно для источников питания, куда она и предназначалась. Применили ее в звуке. Многие считают 6С33С бесперспективной в этом качестве. А мы утверждаем, лампа прекрасно ведет себя в таком режиме и радует своим качеством.

А вопрос катод-анод прекрасно решают прямонакальные лампы ГМ-70, 6С4С, 300В. Они обладают прекрасным звуком и не претендуют на спор анод-катод. Им прекрасно с анодной нагрузкой.

Немного хочу коснуться сетевых трансформаторов и их механического шума. Однако, не во всех изделиях, где проводились изменения питания трансформаторы, вели себя плохо, нет. Например в RIAA фоно корректорах трансформаторы вели себя спокойно не вызывая нареканий, т.к. там выбор Ргаб. брался с хорошим запасом. А добавление электролитов в блоке питания не особенно было заметно с точки зрения звука. Можно даже заметить, что заметность в звуке кристаллических элементов более ощутимо, чем применение электролитов.

И еще хочу остановиться на одном моменте. Перевод питания в режим ОППВ высветил еще одну интересную фишку. В Интернете она обсуждается любителями звука, и у нас вызвала интерес. Речь идет о способе включения кенотрона (диода, моста) в цепь фильтрации. Это непосредственное заземление анода на корпус, а обмотка трансформатора одним концом включается непосредственно в цепь фильтра, а другим в цепь катода кенотрона. Попробовали. Тем более, что такой способ включения в режиме ОППВ не вызывает проблем. Послушали. Что-то в этом есть интересное. Звук специфичен, но очень интересен. Но об этом потом.

P.S. Мы не ставили задачу разобрать по косточкам те моменты, которые позволили нам открыть что-то новое, скорее хорошо забытое старое. Но еще раз хочу повторить: Нет предела совершенству.

Владимир Стародубцев (ака Дед)

Комментарии

Всего комментариев 303


Читать все комментарии (303)
Имя E-mail
   подписаться на новые комментарии раздела
Комментарий



||


Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)