Обсудить на форуме

Ламповый звук в CAR AUDIO

   ( всего отзывов 5 | оставить отзыв)
Дмитрий Меньшиков
увеличитьДмитрий Меньшиков
По роду деятельности я профессионально связан со звуком мощным, концертным. До постановки звука с собственном автомобиле руки не доходили, тем более, что мой Opel "Frontera" – "рабочая лошадка". Но после того, как в Екатеринбурге стали регулярно проводиться автозвуковые соревнования, профессиональный интерес звуковика пересилил.

С разной степенью успеха были перепробованы различные комбинации  акустики и усилителей. От стандартных китайских усилителей сразу захотелось уйти, поэтому в машине стали появляться самодельные усилители на  обычных, потом на полевых транзисторах.  Скачок к улучшению качества стал очевиден, но это, в свою очередь, потребовало более требовательно подойти к подбору акустики. Я пришел  к выводу, что динамик обязательно должен быть с диффузором из целлюлозы, поскольку лучшего пока не придумали.  Только бумага способна достоверно передать все нюансы звучания. С твитерами тоже были эксперименты, перепробовал купола и из щелка и из алюминия. С точки зрения самой конструкции отдаю предпочтения низкой частоте раздела между вуфером и высокочастотником, поэтому сейчас в машине стоят рупорные драйверы, начинающие эффективно излучать с частоты 1500 Гц. Здесь, конечно есть и свои недостатки - легкий окрас звучания и более узкая диаграмма направленности. Тут у меня компромисс: на соревнованиях за это снижаются судейские оценки, но мне такой звук больше импонирует.

Конструкция рупорных излучателей в торпедо
увеличитьКонструкция рупорных излучателей в торпедо
Вуфер в нижней части двери
увеличитьВуфер в нижней части двери
Говоря о конструкциях автоаудиосистем (да и в домашнем звуке те же критерии), считаю, что главное в системе акустика, это процентов 70 успеха. Оставшиеся 30% в большей степени относятся к усилителю и головному устройству, хотя, что греха таить, иногда и с кабелями вылезают совсем непростые проблемы. Мой интерес к автомобильному звуку поддерживается, в основном,  такими изданиями, как журналы "Автозвук" и "Car & Music". В последнее время со все большей симпатией слежу за развитием темы Car Audio  и на  портале hifinews.  Ну а главную помощь и поддержку всех моих начинаний я получаю от моих коллег и друзей из компании Fortex.

Вуферы в нижней части дверей и кроссовер
увеличитьВуферы в нижней части дверей и кроссовер
Блок питания
увеличитьБлок питания
Но возвращусь к конкретике, то есть моему автомобилю. После многочисленных экспериментов со звуком с различной степенью успеха,  я пришел к выводу, что в машине должен стоять ламповый усилитель. Только он обладает теплым и мягким звучанием с большой степенью достоверности. Но реализовать схемотехнически  это ох как непросто. Первые попытки были неудачны из-за импульсного блока питания. Возникали наводки в одном или сразу в обоих каналах.  Были проблемы и с тембральной достоверностью звучания.  Поэтому я решил собрать свой блок питания.

Для этого был использован двухканальный звуковой усилитель Lanzar, в котором на входе смонтирован генератор синусоидального сигнала частотой в 50 Гц. На выходе получилось переменное напряжение от 32 до 36 Вольт с возможностью плавной его регулировки регулятором громкости усилителя. Далее был намотан мощный трансформатор, со вторичной обмотки которого получается переменное напряжение 220 Вольт и 50 Гц. Это напряжение является исходным для получения анодного питания 400 Вольт. Чтобы не усложнять схему питания, цепи накала 6-ти вольтовых ламп последовательно запитаны от 12 вольт бортовой сети.

Сабвуфер с блоком питания (слева) и ламповым усилителем (сверху)
увеличитьСабвуфер с блоком питания (слева)
и ламповым усилителем (сверху)
Ламповый усилитель
увеличитьЛамповый усилитель
Справившись с блоком питания,  и запустив  сам усилитель, оптимально, на слух была настроена глубина обратной связи. Характер звучания получился мягкий, типично ламповый, так радующий слух любого меломана. Повторюсь, но для такого звука считаю единственно возможным применение динамиков  с диффузором из целлюлозы – только они могут раскрыть всю детальность и теплоту, переданную ламповым усилителем.   Для разделения рабочего диапазона по полосам использованы специально сконструированные кроссоверы 2-го порядка на аудиофильских элементах.

Конечно, для  автомобильных головок с их невысокой отдачей мощность 2 х 50 Вт является маловатой и безудержного "драйва" ждать здесь не приходится. Но  высокое разрешение, детальность и  завидная проработка звуковой картины по всей глубины сцены радуют слух  неимоверно. Правда, сразу вылезают все огрехи не очень качественно записанных дисков. Но это уже другая, отдельная тема…

Дмитрий Меньшиков



Оставить комментарий

Имя
Комментарий Оценка:
 (отлично)
 (хорошо)
 (средне)
 (плохо)
 (ужасно)
 (без оценки)
Всего комментариев 5

Александр
24 сентября 2008, 15:32

очень необычная машина
Маша-растеряша
24 сентября 2008, 15:32

Интересный материал, любопытно было глянуть фотки
Сергей
29 сентября 2008, 15:11

Дмитрий! Вы для меня как некий пример каким должен быть спортсмен-настойчивым и не пугающимся не первых мест. Очень радостно наблюдать Вас столько лет (очень долго) в движении. Успехов Вам и Полета творчекой мысли. P.S. Приезжая на соревнования и обнаруживая там Вашу Фронтеру думаеш - Есть в мире стабильность, значит все в порядке.
zayc10
05 октября 2008, 09:12

бархатный звук!!
Александр
31 октября 2008, 19:11

Молодец! Послушал бы в первую очередь, а уж потом любителей "Лего" с одним критерием - "чем дороже, тем лучше"




||


Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)