Обсудить на форуме

Все статьи Сергея Полякова         Оставить комментарий

Миф о сетевых помехах

Чтобы закончить вопросы сетевого питания, надо затронуть еще одну тему – тему сетевых помех. Под сетевыми помехами в подавляющем большинстве случаев понимаются паразитные высокочастотные составляющие сетевого напряжения, которые на экране осциллографа представляют собой «зазубрины» и «иголки» на 50-ти герцовой синусоиде (иголки – это те же зазубрины, но более высокого спектра). Считается, что эти сетевые помехи негативно влияют на звучание. Для борьбы с ними применяются специальные  сетевые фильтры. Стоимость таких фильтров, иногда называемых кондиционерами, может достигать тысяч у.е. Как правило, применение таких фильтров улучшает звучание системы: чаще всего в удачных случаях отмечается увеличение прозрачности, глубины сцены и лучшую слышимость тихих звуков. Так как сетевые фильтры подавляют только указанные «зазубрены» и «иголки», то отсюда делается вывод: именно эти помехи до подключения фильтра и портили звук.

Так вот, это – миф. Несмотря на то, что последний вывод вполне логичен, есть обстоятельства и против такого вывода, причем они имеют намного больший вес.

Первое обстоятельство. Сетевые помехи не наблюдаются на выходе усилителя, и по этой причине никак не могут влиять на сигнал. Убедится в этом не сложно. Надо всего лишь поднести ухо к колонке в режиме паузы. Все, что можно при этом услышать – это в ряде случаев слабый фон 100 Гц, остатки сетевого напряжения, не до конца подавленные сглаживающим фильтром двухполупериодного блока питания. Ничего другого услышать не получается. Иначе и быть не может: сетевые помехи по своей амплитуде в 100 – 1000 раз меньше сетевого напряжения, к тому же сглаживающий фильтр на частоте помех имеет коэффициент подавления пульсаций также в 100 – 1000 раз больший. Таким образом, на выходе усилителя мощности сетевые помехи имеют величину в 10000 – 1000000 раз меньшую, чем слышимый фон, т.е. практически отсутствуют. Если нет доверия свом ушам, то можно произвести измерения, которые покажут тот же самый результат: на выходе усилителя никакими сетевыми помехами и не пахнет. Наличие или отсутствие специального сетевого фильтра ничего не меняет: как был 0 так 0 и остается.

Второе обстоятельство. Влияние помех на звучание в общем случае неоднозначно. Например, любители винила хорошо знают, что хорошо звучащая пластинка звучит хорошо независимо от ее «запиленности». У заметно заезженной пластинки помехи находятся на уровне -15 -25 дБ и хорошо измеряются. Что интересно, при наличии таких помех влияние на звучание кабелей ничуть не меньшее, чем при полном отсутствии помех. Но подробно на тему кабелей сейчас говорить не будем, это будет отдельный разговор. Нам сейчас важно отметить, что помехи от грампластинки, даже сопоставимые с уровнем основного сигнала, не являются препятствием хорошему звуку. Другой пример. В ламповых усилителях накальные цепи тем или иным способом соединены с общей землей. Это сделано для того, чтобы не было наводок на сигнал по цепям накала. Моя личная практика показывает, что если это соединение разорвать в месте прохождения основного сигнала уровнем >1В (обычно это вход усилителя мощности), то появляющиеся при этом помехи слышны только в паузах примерно с 1-2 метров. Они представляют собой что-то типа треска, являющимся наводками в силовом трансформаторе импульсов тока основного выпрямителя. Однако звучание при этом улучшается! Вот так, добавили самых что ни на есть сетевых помех – и получили выигрыш по звучанию.

Налицо явное противоречие с «теорией» сетевых помех. Но как быть с тем, что применение фильтров улучшает звучание? Ведь это – факт. Однако немало случаев, когда фильтрация сетевых помех не дает никакого выигрыша. Разные сетевые фильтры с одинаковыми характеристиками в плане влияния на звучание могут показать разный результат. (При использовании сетевых фильтров совместно с усилителями мощности чаще всего наблюдается уменьшение динамики звучания, но этот эффект мы во внимание не принимаем – говорим только о прозрачности и глубине сцены.) Все это дает основание утверждать, что влияние сетевых фильтров на звучание не связано с подавлением сетевых помех и в настоящий момент не имеет объяснения. Что это значит? Примерно вот что. Можно предположить, что если по каким-либо фантастическим причинам сетевые помехи исчезнут (перестанут работать все те объекты, которые эти помехи создают), то влияние удачного сетевого фильтра будет точно таким же: при его подключении увеличатся прозрачность звучания и глубина сцены. К сожалению, такой эксперимент провести невозможно. Тем не менее, сказанного выше достаточно для того, чтобы считать прямое влияние сетевых помех на звучание не больше чем иллюзией. Настоящее объяснение влияния сети на звучание еще только предстоит выяснить.

Сергей Поляков

Комментарии

Всего комментариев 68


Читать все комментарии (68)
Имя E-mail
   подписаться на новые комментарии раздела
Комментарий



||


Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)