Обсудить на форуме

CarAudio: удобно не значит красиво

CarAudio: удобно не значит красиво

«Эргономика» (от греч. ergon – работа, труд и nomos – закон) – это серьезная научная дисциплина, комплексно изучающая взаимодействие системы «человек - техника - среда». Цель эргономических исследований – найти пути и методы приспособления технической среды к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма. В расхожем обиходе под «эргономикой» часто подразумевают удобство пользования промышленным изделием. Например, при работе с «эргономичной мышью» – меньше устает рука пользователя, а само устройство специально сконструировано, чтобы предотвращать развитие синдрома запястного канала, поддерживая запястье в нужном положении. В Car Audio эргономичность идет рука об руку с другим важнейшим фактором – безопасностью. Как это ни печально, но неудачно спроектированное управление автомобильной техникой иногда может стоить жизни водителю.


Именно с оглядкой на принципиальную связку эргономики и безопасности, я рассмотрю некоторые моменты на примере автомобильных магнитол, CD- и DVD-ресиверов.
Общая эргономическая эффективность этих головных устройств складывается из трёх основных составляющих:

Alpine RUE-4187
Alpine RUE-4187
Sony RM-X114
Sony RM-X114
Panasonic CQ-DP383U
Panasonic CQ-DP383U

Неучтенным остался субъективный человеческий фактор. Все-таки индивидуальные предпочтения людей позволяют расценить одно и то же конструктивное решение как достоинство и как недостаток. Миниатюрность пульта дистанционного управления, выполненного в виде плоской «карточки» с малым ходом кнопок, получит одобрение одного пользователя, а у другого вызовет осуждение. И действительно, например, пульт Alpine RUE-4187 или Sony RM-X114, являясь изделиями, так сказать, «консервативной» ориентации, безусловно, окажутся более «прихватистыми», чем изящная «карточка» к семейству CD/MP3-ресиверов Panasonic. Таким образом, грань между привлекательностью дизайна и удобством пользования определяется изготовителем путем собственных исследований, среди которых маркетинговые занимают не последнюю роль.

Cadence CR-990
Cadence CR-990
Rockford Fosgate RFX9420
Rockford Fosgate RFX9420

В некоторых аппаратах, например, американской автомагнитоле Cadence CR-990 можно найти целых два пульта ДУ. Первый блок – плоская «карточка», на нее вынесено все управление головным устройством. Большое количество кнопок здесь оказалось неслучайно – на самой панели Cadence CR-990 кроме Open больше ничего нет. А для повседневного пользования имеется второй пульт ДУ, снабженный крупными клавишами основных функций, светящимися в темноте. Благодаря самоклеящемуся основанию этот пульт можно закрепить в любой удобной точке салона автомобиля. Решение в духе месторасположения рычага американской КПП на рулевой колонке кого-то приведет в восторг, а кому-то явно не понравится. У еще одного интересного выходца из Соединенных Штатов – CD/MP3-ресивера Rockford Fosgate RFX9420 регулировка громкости на ДУ осуществляется привычным «колесом». Кстати, о ней – регулировке. Одной из основных пользовательских операций.

Управление громкостью на панели головного устройства реализуется по-разному. В настоящий момент наиболее популярны (и эргономичны) круглые ручки-энкодеры, несущие дополнительные функциональные задачи. А вот некоторые время назад «колесо» было объявлено анахронизмом и дизайнеры, было, потеснили специалистов по эргономике – громкость стала изменяться качающимися клавишами и сенсорами. Спустя какое-то время мода уступила здравому смыслу, и круглые ручки вернулись обратно. Показателен случай с Panasonic. В свое время эта относительно молодая компания на рынке Car Audio, чтобы как-то заявить о себе, первой предложила оригинальные touch-panel, практически полностью отказавшись от них в последней модельной линейке. Впрочем, возврат произошел не повсюду.
Круглых ручек не наблюдается во многих современных моделях CD/MP3-ресиверов – как бюджетных, например, Sony CDX-F5700, так и топовых вроде JVC KD-SHX701. Следует отметить, что у Sony это особенность всего модельного ряда 2004 года.

Sony CDX-F5700
Sony CDX-F5700
JVC KD-SHX701
JVC KD-SHX701
Alpine CDA-9812RR
Alpine CDA-9812RR

Упомянутый JVC KD-SHX701 является наглядным примером нынешней тенденции оснащать автомобильные головные устройства цветными TFT-экранами, как это имеет место быть в сфере мобильных телефонов. Хотя JVC KD-SHX701 не имеет удобных органов управления, его дисплей размером 64x256 точек отображает продуманное меню, благодаря довольно удачным шрифтам и продуманной графике, выгодно смотрится внешне. Его конкурент по ценовому диапазону, Alpine CDA-9812RR, в этом смысле выглядит не так эффектно – у него «всего лишь» традиционный люминесцентный экран. Достоинства удобного энкодера у CDA-9812RR нейтрализуются россыпью мелких трудночитаемых кнопок красной подсветки и значков, назначение которых останется неведомым без тщательного штудирования инструкции, в которую у нас традиционно не принято заглядывать. Кроме того, будучи добросовестно насыщенным агрегатом по части регулировок звука, меню CDA-9812RR представляет собой достаточно запутанную структуру – это отмечают даже поклонники Alpine, влюбленные в фирменный дизайн дорогой сердцу марки.

Panasonic CQ-C5400N
Panasonic CQ-C5400N
Panasonic и CQ-C8300N
Panasonic и CQ-C8300N
Pioneer DEH-P77MP
Pioneer DEH-P77MP

Кроме требований к быстрому и беспроблемному съему передней панели, вспомним о значении качества приема и выброса диска. Например, в моделях Panasonic CQ-C5400N и CQ-C8300N диск при извлечении показывается едва ли не на четверть. А потому всегда существует соблазн брать его плебейским способом, касаясь пальцами рабочей поверхности CD...

Впрочем, для достижения оптимальных эргономических показателей цветные дисплеи и расцветка в стиле «ночной Бангкок» вовсе не обязательны. Аккуратный минимализм и принцип разумной достаточности делает обращение с головным устройством простым и не утомительным. В этом смысле хорошим примером может послужить образец CD/MP3-ресивера Pioneer DEH-P77МР, уже не первый год находящегося в номенклатуре компании и пользующегося стабильной популярностью у покупателей, несмотря на монохромный маленький экран и скромные возможности регулировок. Не затрагивая в этом материале сравнительные звуковые достоинства этого аппарата и его конкурентов, отмечу ясность и наглядность его органов управления и их структуры DEH-P77МР.

Основными органами управления Pioneer DEH-P77MP являются две круглые обрезиненные ручки с подсветкой лунного цвета (которую несут все органы управления ресивера), гармонирующей с крупными и удобочитаемыми матричными символами дисплея. Внизу на фоне графитового металлика, идет цепь хромированных круглых кнопок – оптимальное сочетание респектабельности и остроактуальных футуристическо-индустриальных мотивов. Левая ручка – общий «утапливаемый» энкодер – громкость, выбор источников и т. п. Правая отвечает за функции перемотки и перехода к следующим или предыдущим трекам – таким способом оперировать перемоткой гораздо удобнее, чем традиционно жать соответствующие клавиши. Впрочем, на первых порах некоторые владельцы, привыкшие к другим аппаратам, рискуют все же перепутать эти ручки и вместо регулировки громкости перескочить на другой трек или станцию. Ну что же… В мире нет идеальных людей.
И изделий с идеальной эргономикой тоже. Удачи вам на дорогах!

Евгений Домрачев, hifiNews.RU



Оставить комментарий

Имя
Комментарий




||


Главная страница > HI-FI Профи > Репортажи и интервью > CarAudio: удобно не значит красиво

Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)