Обсудить на форуме
21.08.2006 09:23

"Белые" производители - основатели "серого" рынка?

Развитие "серого" рынка продукции высоких технологий поддерживают сами компании-производители сферы хай-тек. К такому выводу пришли аналитики компании KPMG International, проведя исследование проблем c доверительной партнерской отчетностью в индустрии высоких технологий. Почти 60% из 155 опрошенных по всему миру компаний признали, что их отказ проверять отчеты партнеров влияет на развитие "серого" рынка их же собственной продукции, еще 51% считает, что это также может способствовать распространению пиратства.

Подобные результаты авторы исследования считают весьма неожиданными, ведь системы партнерских отношений придерживаются три четверти опрошенных компаний, при этом больше половины из них не считают необходимостью проводить аудит отчетности своих партнеров. "Основные причины отказа от проверки данных - боязнь испортить отношения с партнерами и неясность преимуществ, которые могут быть получены в результате более полной программы аудита",- отмечается в исследовании. Хотя, по словам главы службы интеллектуальной собственности в подразделении KPMG в Великобритании Дейвида Иствуда, за два последних года компании стали все четче осознавать, что подобная тактика "может привести к ослаблению их прав на интеллектуальную собственность за счет расширения операций на "сером" рынке и даже уголовно наказуемой деятельности". Однако попыток ужесточить отношения с партнерами производители не предпринимают.

Эксперты отмечают, что нередко партнеры для увеличения объема продаж подыскивают мелких дилеров, согласных кроме лицензионной продукции распространять и подделки. Президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский обращает внимание на существование вечного конфликта между теми, кто отвечает за продажи, и теми, кто устанавливает правила бизнеса. "Для первых главное- больше продать. И если есть ограничения, они готовы закрыть глаза на многие вещи, о чем руководители даже не подозревают",- говорит он. Но это больше характерно для Запада, в России же природа пиратства иная, продолжает он. "У нас долгое время все было ничье, и людям сложно привыкнуть, что есть такое понятие как собственность. Если можно за что-то не платить, люди и не платят. Поэтому на Западе уровень пиратства - 10-20%, а у нас - 80%",- отмечает Карачинский. Замдиректора департамента ИТ-консалтинга и системной интеграции АКГ "Развитие бизнес-систем" Олег Мицай соглашается, что дело вовсе не в отчетности, которая, скорее всего, всегда будет безупречной, а в человеческом факторе. "Компания-дилер не будет втайне от производителя продавать копии его, например, программного продукта, а вот сотрудники компании могут получить доступ к лицензиям и ключам, и через два дня все это уже будет на "Горбушке". При этом в отчетности дилера количество растаможенной продукции и количество проданной совпадет",- рассуждает он. То же самое, продолжает Мицай, с любой другой продукцией хайтек, разница лишь в способах пиратства. "Попытки ограничить этот процесс требуют настолько больших средств, что производителям дешевле не обращать на него внимания",- резюмирует он итоги исследования KPMG.

По мнению руководителя одной из ИТ-компаний, попросившего об анонимности, проблема на самом деле гораздо глубже. Она заключается в наличии двойных стандартов работы западных производителей со своими дилерами, считает он. "Западные производители делают все, чтобы российские компании занимались контрафактом и в итоге были выдавлены с рынка. Например, заявляют, что если компания не выполнит план, ее вычеркивают из списка партнеров, а план таков, что выполнить его, не нарушая закон, невозможно",- утверждает источник.

"Защищать интересы того, кто сам провоцирует их нарушение,- работа неблагодарная.

Однако государство не может быть в стороне от борьбы с пиратством",- убеждает ведущий консультант по маркетингу ЗАО "Финэкспертиза консалтинг" Денис Горинов. Защита интеллектуальной собственности способствует развитию инновационного потенциала страны, созданию положительного имиджа на мировой арене, перечисляет он. Однако, отмечает Горинов, проблему нужно рассматривать еще под ракурсом благосостояния граждан. "Защита интеллектуальной собственности приведет к росту цен на "белые" товары. Если представить, что с завтрашнего дня весь софт станет лицензионным, это будет иметь катастрофические последствия для экономики",- считает эксперт.




Оставить комментарий

Имя
Комментарий






Главная страница > Новости > Бизнес > "Белые" производители - основатели "серого" рынка?

Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)