Обсудить на форуме

Раздвигая стены

Акустический Центр МТУСИ — научно-исследовательская организация, российский производитель акустических систем класса High-End и организатор ежегодной Выставки «Российский High-End» (www.roshiend.ru). В этом году Центр наладил выпуск (на заказ) громкоговорителей, изначально сонастроенных с акустикой конкретного помещения. Первые рабочие образцы были впервые представлены широкой общественности на Выставке «Российский High-End 2015». О достижениях Акустического Центра МТУСИ рассказывает его руководитель и идейный вдохновитель, Дмитрий Свобода.

hifiNews.RU: В чем принциальное отличие вашей новой разработки, от АС, которые вы делали и выставляли «Росхайэнде» ранее?

Дмитрий Свобода: В этом году мы перешли на «новый формат». Суть идеи вот в чем:
Часто бывает так, что купив дорогие колонки и привезя их домой, вы обнаруживаете, что «бас бубнит» — звук совсем не такой, каким вы его слышали в шоу-руме. Но так и должно быть — любое типовое домашнее помещение имеет значительные НЧ-резонансы (которые могут достигать 12-15 дБ). Они не только создают «бубнёж» и «кашу» в басовом регистре, но и модулируют средние частоты — возникает так называемый «эффект маскировки», связанный с психологией слухового восприятия. Т.е. «выпирающий» в районе 60-80 Гц бас приводит к тому что регистр 7-8 кГц опускается по уровню — становится хуже слышен.
Раньше мы делали одноблочные АС «Топаз» — они имели ряд достоинств. А сейчас мы решили их разделить на два блока: 1) универсальный СЧ-ВЧ блок; 2) НЧ-блок, который может адаптироваться / настраиваться под помещение заказчика. Т.е. сначала мы приезжаем к заказчику, измеряем его помещение. А затем делаем АС, в которой конструктивно учтены и скомпенсированы особенности конкретной комнаты прослушивания.

hifiNews.RU: Неужели до вас никто до такого не додумался?

Дмитрий Свобода: Конечно, идея очевидна и не нова. Однако, довольно сложна и трудоемка в своей реализации — это нельзя «поставить на поток­», требуется кропотливая работа, специальные условия для измерений, соответствующая методика тестирования, определенный опыт... Тот уровень качества реализации, который предлагаем мы, до нас еще никто (из отечественных производителей) в данном вопросе не достигал. Наш Центр располагает собственной уникальной, полностью заглушенной акустической камерой (вторая такая есть только на кафедре акустики физического факультета МГУ). Соответственно, мы можем очень точно измерять «частотку» АС и скорректирвоть рабочую АЧХ (на стадии сборки) так, чтобы в тех областях, где помещение заказчика дает резонанс (всплеск определенного диапазона частот), АЧХ колонки шла на спад.

hifiNews.RU: и какова реальная эффективность такого решения?

Дмитрий Свобода: На Выставке «Российский High-End 2015» мы представили наши двухблочные АС, которые прекрасно работают в помещении площадью 14 кв. метров и честно выдают «линейку» от 25 Гц. Никто нам сначала не верит — однако, все это можно увидеть и услышать.
Также мы представили рабочий образец, у которого НЧ блок был изначально рассчитан на 28 кв. метров. Под него пришлось предусмотреть самодельные динамики (диаметром 12 и 15 дюймов). Эти АС отлично воспроизводят классический орган, звучащий в самом нижнем регистре — на Выставке «Российский High-End», мы провели соответствующую демонстрацию в большом зале Конгресс-Центра МТУСИ.

hifiNews.RU: так все-таки, за счет чего происходит настройка басового блока акустической системы? Используете ли вы какие-нибудь электронные / цифровые схемы коррекции АЧХ?

Дмитрий Свобода: Подстройка АЧХ громкоговорителя (под акустику помещения) нами осуществляется исключительно «аналоговыми» / механическими методами: рассчитываем объем корпуса, подбираем правильные динамики. Часто приходится переделывать / дорабатывать серийные динамики или делать свои (как в случае АС для помещения 28 кв. метров) — чтобы добиться нужных характеристик. Кроме того, мы можем «поиграть» с параметрами фазоинвертора (геометрические размеры, расстояние до пола и т.д.). Это также помогает добиться наиболее согласованной работы АС с конкретным помещением.
Электронных / цифровых корректоров (вмешивающихся во входной звуковой сигнал) мы принципиально не используем. На наш взгляд, это портит звук.
Еще один важный идеологический принцип — отсутствие разделения полос в вокальном диапазоне (от 700 до 7000 Гц). Да, чтобы готовая АС действительно полноценно зазвучала во всем спектре частот, изделие приходится долго и кропотливо доводить, «дорабатывать напильником» (и не только). Но это и есть High-End.

Благодарим Дмитрия Георгиевича за столь развернутые ответы и поздравляем с наступающим новым годом!

24.12.2015, Андрей Сасиновский




Оставить комментарий

Имя
Комментарий




||


Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)