Обсудить на форуме

Кружатся диски

 Куда бедному крестьянину податься?

"Куда бедному крестьянину податься, куда пойти и чем заняться?" Вопрос риторический, но и ответов на него может быть множество. Во-первых, если "бедному", то никуда - сначала денег заработай. Во-вторых, если "крестьянин", то однозначно в сад или, допустим, в огород - окучивать и унавоживать. Если же появились лишние деньги, не дает покоя томление по прекрасному, и голова опухла от чтения аудиожурналов, то, пожалуй, стоит обратить внимание на рынок SACD и DVD-Audio.


Приступая к анализу современной ситуации с SACD и DVD-Audio, честно говоря, совершенно не хочется обрушивать на головы читателей ушаты псевдотехнической маркетинговой болтовни про прелести DSD-потока или необъятную динамическую ширь аудиосигнала на 192 кГц дискретизации. Для этого есть интернет-форумы, где фанаты цифровых огородов с удовольствием порасскажут о недостатках противников. Во времена фонографов яснополянский граф Лев Толстой писал в "солдатской" песне: "Было гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить!", то есть сигналу - продираться через цифро-аналоговые дебри, (сначала на носитель, потом с него), а нашим ушам - слушать все это дифференциальное варево.  яснополянский граф Лев Толстой Приведем лишь несколько разных фактов, и если после этого у желающих не пропадет желание связываться с форматами SACD/DVD-Audio, значит - you're welcome! Итак, что имеем на сегодня?

Будем откровенны: SACD и DVD-Audio пока не светит уровень сбыта обычных CD или DVD. В первом квартале 2004 года, по данным RIAA, оба формата собрали примерно 600 тысяч фактов продаж. Это очень мало по сравнению не только с миллиардами CD, а даже по сравнению с объемами виниловых пластинок, к качеству которых, вроде бы, апеллируют технические амбиции SACD и DVD-Audio. Причины? Их несколько.

Во-первых, неоднозначная прибавка в качестве по сравнению с ценой, в среднем превышающей CD. Теоретически - да, все красиво - большая дискретизация, большее разрешение и т.п. На практике зачастую первым делом защита от копирования (ура!) и лихорадочные переложения старых стереозаписей (изначально) в шестиканальном варианте. Шесть каналов - для солидности. Процесс подготовки записи к изданию по-прежнему остается зачастую абсолютно непрозрачным для слушателя. В результате нередки случаи, когда для переиздания использовался материал с "допотопных" 16-битовых носителей. Других уже не попросту не было, поскольку некоторые фирмы (в числе которых замечена и EMI) в начале 80-х избавились от аналоговых мастер-лент, предварительно оцифровав их не очень совершенными аналого-цифровыми преобразователями того времени. Звукобиблиотека была очень большой, хранить было негде, да-да-да… К тому же, пересчет с 2-канального звука в 6-канальный чреват опасной самостоятельностью со стороны издателей и курьезами.

 Концертник Depeche Mode `101`

Один юноша в сетевой исповедальне писал, как он решил проверить, а что собственно, поступает на сабвуферный вход ресивера. Для эксперимента он использовал несколько своих немудреных SACD-пластинок и смеху ради направил сабовый сигнал с декодера на один из фронтов. Концертник Depeche Mode "101" имел просто выделенный с фронта кусок НЧ-сигнала. Пластинки Роджера Уотреса "In the flesh", "The wall" а также Era "The Mass" хранили в НЧ-канале полный покой. На старом альбоме Элтона Джона "Goodbye yellow brick road" в НЧ-канале, помимо бульканья ритм-секции, отчетливо различался голос маэстро. И только пластинки Питера Гэбриэла "Up" и Селин Дион "All the way..." имели "реально" отдельный НЧ канал. А другой юноша, только уже гораздо авторитетнее - с профессорским званием и фамилией Грисинджер - изобличил несколько популярных SACD-изданий в отсутствии "ультразвуковых образов", о которых любят поговорить маркетологи, обращаясь к народу.

 Европейский голова ХХ века Оливье Мессиан

Что касается сегодняшнего ассортимента SACD и DVD-Audio изданий, то он по-прежнему не вызывает большого воодушевления. Как правило, это мейнстрим: самое скучное и "правильное" от классики, от джаза, от рока, от поп-музыки; короче - всего того, что вызывает благожелательную скуку. Экспериментальной музыки нет, авангарда, более-менее редкой классики тоже нет. Например, творчество европейской головы ХХ века Оливье Мессиана представлено только одной симфонией на SACD. Эрика Сати нет вовсе. Любой более-менее незаурядной инди-музыки или электроники тоже нет, и не предвидится. Зато процветает торговля ремастированным рок-нафталином по десятому кругу. Фанаты Pink Floyd и Queen да утешатся.  Pink Floyd The Dark Side Of The Moon Ранний Rolling Stones, паршиво звучащий на CD, переиздан к вящей радости поклонников. Недовольных нет. Недоброжелатели говорят, что сакраментальный Dark Side Of The Moon для нового издания был записан уже в наши дни. Звукорежиссеры божатся, что ночевали в студии, а престарелые музыканты, что это даже лучше их квадрофонической аналоговой LP-версии. Их можно понять. Но в том-то все и дело, что и слушатели тоже довольны. И в этом заключается один из немногих плюсов SACD и DVD-Audio изданий. Правдами-неправдами (этого мы никогда не узнаем), но издатели стараются изо всех сил, чтобы конечный продукт прозвучал "лучше" и "приятнее" аналога на CD. Мне не доводилось слышать, чтобы кто-то признал звучание SACD или DVD-Audio "худшим", чем CD-версия. Не было такого. То есть работа над улучшением качества ведется не только на аппаратном уровне (как декларируется), но и студийном. Ставки сделаны нешуточные и позиции новых форматов, особенно с учетом угрозы ото всяких Blu-ray-подобных технологий с емкостью носителей, растущей как на дрожжах. Залог жизни SACD и DVD-Audio - лишь в аппаратной поддержке DVD-плеерами.  DVD-плееры должны поддерживать новые форматы "Чистые" плееры, работающие лишь с SACD или DVD-Audio, никто бы покупать не стал.

Однако же стоит отметить и то, что реальной звукоценностью обладают релизы SACD и DVD-Audio, записанные уже в наши дни. Примером могут служить саундтрек к фильму братьев Коэнов "Oh, Brother, Where Art Thou" (двухканальный SACD, полностью смонтированный на DSD-потоке) или DVD-Audio, изданные на лейбле Chesky Records. Некоторые релизы, как, например пластинка Bjork "Vespertine", изданы и на SACD и DVD-Audio, так что желающие могут проверить для себя лично, что же им все-таки ближе. Не все лейблы, как Sony, Philips придерживаются одного формата (в данном случае, естественно SACD). Некоторые стараются угодить всем, как, например EMI или аудиофильский Telarc. Громко озвученные издания отечественных исполнителей на DVD-Audio – не что иное, как возможность осуществлять монтаж практически в бытовых «компьютерных» условиях. Скажу больше, последние версии известной программы Nero позволяют копировать DVD-Audio на обычную DVD-болванку. С SACD, конечно, эти номера не проходят, равно как и с некоторыми DVD-Audio, защищенными от копирования. Зато некоторые SACD можно воспроизводить в обычных CD-плеерах в случае наличия гибридного слоя. Правда, ради него никто такие диски не покупает, намеренно или нет, обычно он много хуже по звуку, чем DSD-слой. Предпочтения форматов схожи и в плеерах. Например, JVC и Panasonic традиционно поддерживают только DVD-Audio, а вот Pioneer и Denon рады и тому, и другому.

 пластинка Bjork `Vespertine` издана в обоих форматах

В нашем Отечестве более-менее сносный выбор SACD и DVD-Audio контента можно найти в крупных музыкальных магазинах Москвы - "Союз" или "Пурпурный легион". Они находятся на отдельных полках, а сами коробки чуть большего размера, чем обычные кейсы под CD. Увеличенный размер и округлые очертания тары, надо полагать, завершают впечатления от SACD и DVD-Audio, как "большего" по качеству продукта с "округлым, аналоговым звучанием". Ну и цены пока тоже довольно круглы и редко опускаются ниже полутыщи рублей за релиз.

В заключение, несколько кратких рекомендаций по выбору SACD и DVD-Audio. Если это DVD-Audio, обращайте внимание на частоту семплирования потока MLP. Чем она выше, тем лучше. Максимально может быть 192 кГц. При этом достигается максимальное качество в двух каналах. Больше каналов - меньше идет информации на каждый из них. По большому счету дорожки в Dolby Digital и DTS вам не нужны. Они предназначены для DVD-плееров, в которых отсутствует поддержка DVD-Audio. В SACD не следует обращать большого внимания на пометку Hybrid. И честно говоря, если приметили что-то для себя (не думаю, что покупки - SACD и DVD-Audio будут слишком частными или лихорадочными), не поленитесь, соберите информацию об этом издании. В том числе, узнайте мнение о ней на спец-форумах. Может, уберегут от лишних трат.

Материал подготовил Евгений Домрачеев

Далее




Оставить комментарий

Имя
Комментарий




||


Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)