Обсудить на форуме

Есть проблемы?

Есть проблемы?

«Что такое умный дом?» Ответить на этот вопрос смогут в основном лишь технически грамотные люди. А какая-нибудь старушка в лучшем случае посмотрит на тебя как на сумасшедшего. Отсюда вырисовывается главная проблема рынка «умных домов» - неинформированность населения о продукте, в общем-то, не таком уж и новом. Помимо нее, существует еще ряд трудностей. Обо всех о них данный материал.


Проблема № 1 – информационный вакуум

Главная проблема рынка «интеллектуального жилья» заключается в том, что многие потребители просто не знают или очень плохо себе представляют, что такое «умный дом». Об этом дистрибьюторы заявляют в один голос. «Разговор у инсталляторов с потенциальным заказчиком происходит примерно так, - рассказывает Родион Манаенков, технический специалист проекта «Специальные системы» компании «Русская игра»: - «Я увидел у друга систему «умного дома», мне понравилось! Я тоже хочу так: чтобы при нажатии одной кнопки, у меня заработал домашний кинотеатр, закрылись жалюзи, погас свет, и начался показ фильма! В другой квартире у меня есть два DVD-проигрывателя, два CD-чейнджера в телевизоре, а количество пультов дистанционного управления перевалило за 10. Я уже замучился искать их по всему дому, можно ли это вынести на один пульт?» «Да, можно»».

Зачастую доходит до абсурда. Некоторые покупатели считают, что технический прогресс шагнул настолько далеко, что смог снабдить здания искусственным интеллектом, и поэтому новое продвинутое жилье называется «умный дом» или «интеллектуальное здание». При этом два вышеуказанных понятия непросвещенные клиенты считают синонимами.

Как следствие, дистрибьюторам и, конечно, инсталляторам очень тяжело находить общий язык с такими клиентами. В чем же причина столь сильного информационного вакуума? Почему сведения об «умном доме», о котором в последнее время столько говорят, остаются для многих темным лесом?

Чаще всего потребители оказываются неосведомленными по вине самих же производителей и интеграторов, точнее их рекламщиков, поскольку те не проводят активных рекламных кампаний. Покупатели узнают об «интеллектуальном жилье» от друзей и знакомых. И, в результате, факты, словно в игре «испорченный телефон», теряются, и информацию тот или иной потенциальный клиент получает уже искаженной.

«Умный дом» является для клиентов «филькиной грамотой» еще и потому, что государство не стимулирует развитие прогрессивных строительных технологий. А все имеющиеся на рынке принципы проектирования во многом противоречат идее «умного дома» или «интеллектуального здания». Вместе с тем, «интеллектуальное жилье» могло бы стать неплохим плацдармом для государственно-частного сотрудничества. Отношения между чиновниками и инженерами принесли бы свои плоды в экономическом плане, хотя бы потому, что появились бы новые рабочие места.

Но все же свет в конце тоннеля уже виден – все больше и больше среди дистрибьюторов находится тех, кто хоть как-то пытается решить данную проблему и тем самым облегчить жизнь и себе, и клиентам. Некоторые продавцы разрабатывают методики работы с заказчиком, при которой ему не приходится долго и путано объяснять о том, чего все-таки он хотел. «У нас есть опросный лист. В нем прописаны все варианты, с которыми нам приходилось сталкиваться в течение пяти лет во время работы. Мы очертили все возможные решения, которые могут быть приняты по системам «умного дома», - рассказывает Михаил Леонидов, руководитель отдела автоматизации компании «Микрос Инжиниринг». - И заказчику остается либо выбрать их, либо отказаться».

Проблема № 2 – не всё коттеджам масленица

 Не все коттеджам масленица

Бытует мнение, что системы «умных домов» чаще устанавливают в коттеджах, чем в квартирах. Однако специалисты его опровергают, заявляя, что ничуть не меньше, а в последнее время даже больше, становится «умными» квартир. Определяющим фактором здесь, конечно, является желание сделать свою квартиру более удобной. Но, помимо этого, полагает Михаил Леонидов, данная тенденция может быть связана и с местоположением жилья: «Может быть, идет интерес к квартирам, поскольку город – это более техногенная среда, а коттедж все-таки – зона отдыха».

С одной стороны, инсталляторов данная тенденция не может не радовать. В какой-то мере работать с квартирами им проще, чем с загородными домами. Ведь их владельцы заказывают более простую, так называемую частичную автоматизацию. «Жильцы квартир больше направлены на какие-то отдельные компоненты, будь то звуковое сопровождение или «мультирум», в то время как обитатели коттеджей больше ориентированы на всю систему целиком», - объясняет Антон Вабниц, инженер компании InteKey.

Датчик движения

Частичная, или как ее еще называют «точечная», автоматизация квартир начинает сейчас пользоваться все большей и большей популярностью. Она экономична, а потому актуальна для двух- трехкомнатных квартир - подавляющего сегмента современного жилья. «Точечная» автоматизация предполагает установку различных датчиков (движения, контроля протечек воды, освещённости, возможности полива растений (пока хозяева в отпуске)), а также использование пультов дистанционного управлении (по ИК каналу или радиочастоте). По словам специалистов, это не столь дорого, как установка комплексных систем. Кроме того, частичная автоматизация под силу и самому хозяину квартиры.

Что интересно, среди возможных вариантов частичной автоматизации клиенты уже определили для себя любимые. «В основном, заказывают системы безопасности, на втором месте – «мультирум» (но иногда эта система выходит и на первое место), дальше - управление освещением», - отмечает Юрий Фадеев, руководитель отдела программного обеспечения компании «Сениман Инсталляционная группа».

С другой стороны, инсталляторы предпочитают работу с коттеджами. «Там больше возможностей для фантазии. Можно рубить и дробить стены, и никто не будет мешать, соседи ничего не скажут», - поясняет Антон Вабниц.

В квартирах же, в силу их особенностей, и в самом деле меньше возможностей для инсталляторов. Там можно установить далеко не все системы «умного дома». Например, как сообщил нам Ярослав Третяк-Гриневич, зам руководителя Департамента развития и маркетинга ГК «Триа Комм», очень сложно реализовать «воздуховентиляцию» бассейна: «Многие дома сдаются уже с центральным кондиционером, и какие-то наработки могут оказаться здесь ненужными».

Проблема № 3 – делают, а уже потом думают

Думать надо во время проектирования здания

Превращение городской квартиры или загородного дома в «жилье с интеллектом» кое в чем напоминает процесс оборудования звукоизоляционными и звукопоглощающими материалами будущей аудиофильской комнаты. И о том, и о другом надо позаботиться заранее, то есть в период проектирования здания. Касательно «умного дома», именно в этот момент надо производить проектирование и монтаж элементов автоматизации. Казалось бы, подумай об этом заранее – и не будет проблем. Более того, появятся новые возможности: в будущем функции систем можно будет расширять. Но, к сожалению, так уж сложилось, что делают это в последний момент, на завершающем этапе строительства.

Проблема № 4 – мучения домочадцев

В «умном доме» должен чувствовать себя как рыба в воде даже ребенок. Но не всегда так происходит. Особенно поначалу. Установив ту или иную систему «мозговитого жилища» или создав полностью «разумный дом», кто-либо из домочадцев, чаще всего дети или бабушки, поначалу долго путается, какую кнопку следует нажать. «Умный дом» легок в управлении Вспомните, время, когда вы только начали обзаводиться различными, ныне совершенно обычными, устройствами (мобильными телефонами, компьютерами), как боялась к ним подходить лишний раз ваша жена и просила вас «нажать вон туда, чтобы сделать то-то и то-то». А, оставаясь дома одна, ужасно нервничала, не зная, что ей делать с этой «странной штучкой». Между тем, системы «умного дома» призваны сделать жизнь совсем не нервной, а наоборот, комфортной, исключающей всякий стресс. Поэтому придется потратить время на ликбез близких и объяснить им, что все очень просто, тем более что и на самом деле это так. Управлять системами «разумного жилья» можно всего тремя способами. Самый простой — это кнопочные панели, где каждая кнопка соответствует какому-либо прибору. Другой, широко распространенный, вариант осуществляется с помощью переносных пультов с радиочастотным или инфракрасным кодированием команд (аналог пульта от телевизора). И, наконец, третий способ, тоже несложный, – сенсорный экран. На небольшом мониторе изображены кнопки, названия команд и поясняющие картинки.

Проблема № 4 – внимательно выбирайте… «грибы»

Об «умных домах» в последнее время говорят очень много. В последнее время эта тема стала настолько популярной, что как грибы после дождя стали вырастать компании, предлагающие подобные услуги и, по большей, части непрофессиональные. Все они раньше торговали либо аудио и видео техникой, либо компьютерами, либо кондиционерами. Почуяв же лакомый кусочек - еще не полностью занятый сегмент рынка «умных домов», они ринулись туда. Поэтому, решив сделать свое жилье «умным» надо тысячу и один раз подумать, в какую именно компанию следует обращаться.

Итак, вот примерный круг проблем рынка «умных домов» на сегодня. Все эти трудности решаемые, а потому не сложно предугадать, что в скором времени исчезнут совсем. Но, конечно, их место тут же займут новые, более сложные. Но потом решат и их. Это закономерно: дом – все-таки «умный»!


Вывод. Из данной Темы вы узнали о том, что же такое этот самый «умный дом» (отмечу, что мы не затрагивали вопрос об «интеллектуальном здании»), о том, кто приобретает его системы, а также об основных проблемах этого специфического рынка. Надеюсь, теперь, что такое «умный дом», знает чуть-чуть больше людей, а это значит, что хотя бы немного решилась одна из проблем рынка «интеллектуального жилья» - информационная блокада. И еще это значит, что немного больше народу решится снабдить свое жилище «мозгами». Тем более, для этого не обязательно быть состоятельным человеком. Ведь, как вы узнали из Темы, квартиру можно называть «умной» даже если в ней установлена всего одна недорогая система. Следующая Тема недели логически продолжит нынешнюю. Читайте в следующем выпуске под названием «Умный дом-2» об инсталляционных решениях в России и за рубежом (предположим о том, где находится «умный» аэропорт), во втором - представители компаний расскажут о своих необычных инсталляциях «умного дома» и в третьем вы узнаете, каковы перспективы развития рынка «умных домов».

Материал подготовила Евгения Заболотских



Оставить комментарий

Имя
Комментарий




||


Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)