Обсудить на форуме

Хитрый тендер

Хитрый тендер

На поставки презентационного оборудования в школы и ВУЗы значительно влияют государственные тендеры. Особенно много шума наделали те, что проводились в рамках Президентской программы «Дети России».


Министерство образования начало объявлять тендеры на поставку презентационного оборудования в учебные заведения примерно с 2000 года. И все они проходили в основном в рамках Президентской программы «Дети России».

Конечно, эти конкурсы сразу же привлекли внимание многих дистрибьюторов.

Компания DPI в 2000 году стала одним из победителей правительственных открытых торгов на поставку компьютерных классов в рамках федеральной программы «Дети Севера», а компания Seiko Epson Corporation по результатам тендера Минобразования получила право на поставку 1500 проекторов.

В следующем, 2001-м году, государственные чиновники озаботились судьбой сельских школ и организовали конкурс в рамках федеральной программы «Компьютеризация сельских школ». Победителями тендера стали московские компании ИВК, «Крок Корпорэйшн», Dell Systems и «Крафтвей Корпорэйшн ПЛС». Они отправили большое количество своих компьютеров, принтеров, мониторов и составляющих сетевого оборудования более чем в 30 тысяч российских школ. Проект финансировался на паритетной основе: 1 млрд. рублей из федерального бюджета и столько же - за счет средств субъектов РФ.

Более глобальный тендер Минобразования провело в 2002 году. Конкурс состоялся в рамках федеральной программы «Развитие единой образовательной информационной среды». В этот раз, в отличие от предыдущего, компьютеры и периферийное оборудование поставлялись не только в поселковые, но и в городские школы. Победителями тендера стали две региональные компании, одна из Московской области и пять московских. Каждый из победителей направил в ту или иную школу по комплекту оборудования. Учебные заведения получили рабочие места учителя и ученика, принтеры с расходными материалами, модемы, комплекты сетевого оборудования, мультимедийные проекторы с экраном и источники бесперебойного питания.

На этот проект в общей сложности ушло 2,5 млрд. рублей. Как и в 2001 году, 1 млрд. выделялся из федерального бюджета, еще 750 млн. вложили субъекты РФ и столько же привлекли из муниципальных бюджетов, от спонсоров и самих школ.

Почти во всех этих конкурсах принимала участие компания «Русский Стиль». При этом, доля успешно реализованных государственных тендеров составила около 60% от всех, в которых она принимала участие. «В ходе реализации Президентской программы «Дети России» наша компания оснастила современными ПК, периферийными устройствами и презентационным оборудованием школы более чем в 100 городах и поселках различных субъектов Российской Федерации», - говорит Марина Муравская, руководитель отдела корпоративных продаж компании «Русский Стиль» .

Частый победитель подобных тендеров и компания «РТА-Инжиниринг». Как сообщает Михаил Зернов, старший менеджер компании «РТА-Инжиниринг» , по результатам конкурсов, компания оснастила презентационным оборудованием большое количество ВУЗов. Среди них - Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ) (системы видеопроекции и трансляции для процесса обучения, технологического телевидения и аудиоконференций - все от Sony), Высшая школа бизнеса и МГУ (системы видеоотображения для учебного класса), Московская школа экономики и МГУ (системы видеоотображения и звукоусиления для учебного класса) и Финансовая академия при Правительстве РФ (комплекс аудиторий, оснащенных презентационным оборудованием).

Активным участником образовательных тендеров является и компания Polymedia. «По большей части мы выступаем в качестве партнеров, поскольку основными и самыми крупными позициями в проводимых конкурсах является компьютерное оборудование», - рассказывает Елена Новикова, директор компании Polymedia. В течение года в компании открылось несколько региональных представительств: в Казани, Самаре и Екатеринбурге. «С их открытием увеличивается наша активность в этой области в регионах и уже есть неплохие результаты», - говорит Елена Новикова.

Тендеры Минобразования проводит и в этом году. И в них продолжают участвовать дистрибьюторы, причем некоторые это делают впервые. Например, компания «Цифровые Системы». «Ни по одному из этих тендеров пока нет окончательного решения, но мы расцениваем свои шансы, как весьма высокие, - сообщает Сергей Власов, директор по продажам компании «Цифровые Системы» . - В дальнейшем мы также планируем принимать участие в тендерах Министерства образования, тем более что недавно наша компания стала официальным партнером Toshiba по проекторам. Мы надеемся, что это существенно повысит наши шансы, так как проекторы Toshiba на протяжении нескольких лет поставлялись, например, в рамках известного тендера «Дети России».

В данный момент принимает участие в тендерах и «РТА-Инжиниринг». Компания в случае победы в нем будет поставлять презентационное оборудование в Академию народного хозяйства и в правительственную Финансовую Академию.

Многочисленные образовательные тендеры имели свой плюс. Как признаются дистрибьюторы, они играли на руку их имиджу, а, следовательно, воздействовали и на увеличение доли их рынка. В результате, крупные тендеры заметно повлияли на формирование рынка презентационных технологий. И это вылилось уже не в плюс, а в некотором роде в минус. Дело в том, что громадный федеральный тендер, потребивший порядка 40 тыс. компьютеров, существенно исказил реальную ситуацию на этом рынке. Так, например, именно из-за него для обоих ключевых сегментов рынка - мультимедийных видеопроекторов и плазменных дисплеев - 2002 год был периодом бурного роста, который сопровождался значительными изменениями структуры товарного предложения и долей вендоров. За год «регулярный» рынок MMP составил почти 14 тыс. устройств, что превысило показатели года предыдущего примерно на 57%. Надо отметить, что в эту общую цифру не включены 6 тыс. мультимедийных проекторов, которые были поставлены в российские школы в рамках тендера «Дети России» в течение второго полугодия 2002 года. В 2003-м, по данным ITReserch, в нашу страну было поставлено 24,8 тыс. проекторов - это на 24% превысило суммарные показатели 2002 года. В денежном выражении рынок составил более $65 млн., то есть он даже немного сократился по сравнению с предыдущим годом. Относительно невысокий рост столь динамичного сегмента объясняется тем, что при оценке объемов рынка учитывались и крупные тендерные поставки, несмотря на то, что они могут дать аномальные отклонения. Так, если вычесть из объема рынка мультимедийных проекторов тендеры Минобразования «Дети России» за 2002 и 2003 годы и сравнивать только «регулярные» рынки, то рост рынка проекторов в 2003-м мог бы быть оценен в 64%. В 2004-м рынок проекторов продолжил стремительный рост. И снова в немалой степени стимулом к этому выступил очередной тендер программы «Дети России». По данным исследования IDC, в первом полугодии 2004 г. в Россию было поставлено более 24,3 тыс. мультимедиа-проекторов, что сравнимо с объемом рынка за весь 2003 г. (26,1 тыс. единиц).

Таким образом, тендер сказался и на расстановке лидеров на этом рынке. Особенно в 2002 году, когда наиболее активно осуществлялись продажи в рамках нашумевшего тендера.

Надо отметить, что все тендеры проводились в рамках проекта компьютеризации школ. И тут выделяется другой минус. Несмотря на то, что государство закупало для школ большое количество проекторов, нельзя сказать, что эти учебные заведения ими обеспечены в полной мере. Дело в том, что госпрограмма в силу ограниченности своего бюджета была нацелена, прежде всего, на сельские школы и исходила из алгоритма - в каждую школу по проектору. Но тут всплывает еще одна проблема. Можно сказать, что деньги в этом плане были потрачены на ветер. Ведь в сельских школах мало кто знает, как обращаться с проекторами. И в результате техника пылится на чердаке (подробнее об этом читайте во втором материале данной Темы недели). Конечно, нельзя сказать, что в поддержку образовательного процесса было выпущено мало мультимедиадисков. Согласно официальным данным, опубликованным на сайте Исполнительной дирекции федеральной программы «Дети России», например, в 2001 г. в школы было поставлено 31 060 комплектов из 23 электронных пособий на 27 CD-ROM, а в 2002 г. еще 8400 комплектов, включавших уже 27 пособий на 31 CD-ROM. К настоящему времени перечень разработанных и даже опробованных образовательных продуктов намного шире. Кроме того, активно, хотя и не без проблем, идет процесс интернетизации школ, а это означает, что у преподавателей появляется еще один мощный ресурс. Правда, и CD-ROM, и тем более Интернет-ресурсы в подавляющем большинстве не адаптированы напрямую к учебной программе, что значительно затрудняет их встраивание в образовательный процесс. А если к тому же учесть, что на всех преподавателей в школе приходится всего один проектор, то становится понятно - для рядового учителя все это лишние хлопоты, и в такой ситуации проектор будет использоваться, главным образом, для показательных выступлений. Но для начала и это неплохо. Хуже, если он вообще не применяется. Тогда экономия государственных средств за счет предоставленных производителями ценовых скидок под большой тендер выглядит призрачной.

Получается, что тендер – палка о двух концах: с одной стороны, выгоден, с другой – лишь трата денег. Дистрибьюторы, обеспокоенные положением в школах и ВУЗах, нашли для себя еще один выход – они выступают в роли своего рода меценатов. Правда, в этом им отчасти тоже помогает государство. Например, в 2003-2004-м учебных годах Министерство образования и науки впервые провело конкурс «Лучшие школы России». В нем приняли участие 65 тыс. общеобразовательных учреждений. Конкурс проводился в три этапа: на уровне школ (муниципальный); на уровне субъектов РФ (региональный); заключительный этап (финал). Чествование лучших школ страны проходило в рамках Российского образовательного форума. «Наша компания обеспечила спонсорскую техническую поддержку заключительного этапа конкурса, - говорит директор компании ДеЛайт 2000 Анна Зуева. - Предоставила организаторам презентационное мультимедийное оборудование». Помогает школам и компания "Цифровые Системы". «Не то, чтобы мы, видя во многом бедственное положение российской высшей и средней школ, раздаем проекторы направо и налево, этим мы бы все равно не решили тех глобальных проблем, которые стоят сегодня перед системой образования и требуют целого комплекса мер, - говорит Сергей Власов. - Но, работая с конкретными запросами, мы, безусловно, стараемся пойти навстречу представителям учебных учреждений и решить в рамках их зачастую весьма скромного бюджета, те, как правило, весьма сложные задачи, которые они перед собой в рамках этого бюджета ставят. А для этого, поверьте, требуется большая изобретательность и высокий профессионализм». Не отстает от коллег и Polymedia и довольно часто спонсирует многие образовательные учреждения. Компания предоставляет оборудование школам и вузам для проведения разных мероприятий, при этом предлагая скидки и льготные программы. «В прошлом году совместно с нашим партнером Smart Technologies Inc. в российские школы в дар было передано 8 электронных досок, - рассказывает Елена Новикова. - Такое же устройство предоставлено для проведения ежегодного конкурса «Учитель года» Фонду поддержки Российского учительства».


Вывод. Итак, можно не сомневаться, что в ближайшем будущем увеличится конкуренция между школами и ВУЗами в их стремлении продемонстрировать лучшую техническую оснащенность. Однако высшие учебные заведения раньше и быстрее средних вступят (и уже вступили) в эту борьбу. Хотя нельзя сказать, что в школах накоплено совсем мало опыта в использовании презентационного оборудования. Дистрибьюторы на данный момент считают, что ВУЗы и школы станут полноценным потребителем проекционной техники в зависимости от действий государства, а также от собственной инициативы. Попросту говоря, от правительственных тендеров и от спонсорства или, иначе говоря, меценатства. При этом последнее станет возможным только в том случае, если кто-либо или что-либо побудит дистрибьюторов проявить интерес к поставкам презентационного оборудования в учебные заведения.
Тему недели подготовила Евгения Заболотских



Оставить комментарий





||