Обсудить на форуме

В гостях у аудиофила-любителя

Новая автоакустика Art Sound Aura

Абрам Шпац - россиянин, в свое время эмигрировавший за рубеж и ныне живущий на Кипре в Лимассоле. Занимается Интернет-коммерцией, а на досуге увлекается «хай-ендом». Абрам посвятил своему хобби страничку в сети. На сайте он подробно рассказывает о том, как оборудовал свою музыкальную комнату. Аудиофил называет свой подход к вопросу дилетантским, однако, его опыт может пригодиться единомышленникам.


hifiNews.RU: Абрам, давно ли начали увлекаться Hi-Fi-аппаратурой?

Абрам: Аппаратурой, разнообразной, я интересуюсь очень давно, можно сказать с доперестроечных времен, но по материальным причинам я тогда позволить себе хорошую систему не мог. Пришлось довольствоваться последовательными "итерациями" на протяжении этих 20-ти с чем-то лет, в процессе которых я периодически «апгрейдил свой тракт». С переездом на Кипр, наконец, появилась возможность без особого ущерба для бюджета собрать вполне приличную систему, которая, впрочем, постоянно развивается.

hifiNews.RU: Какими были Ваши первые попытки добиться качества звучания в помещении?

Абрам: «Двиганье» B&W 604-x (мои первые «напольники») по комнате с целью выбора оптимального места. Тогда речь не шла ни о расчете размещения колонок в программе типа CARA, ни об измерениях акустики, ни о применении каких-то акустических материалов. Потом в процессе замены элементов тракта я понял, что надо заниматься комнатой.

hifiNews.RU: И каким был тогда звук?

Абрам: Звук был, по сравнению с теперешним, - полное барахло. То было мало баса, то много - не разберешь...

hifiNews.RU: На Ваш, как говорится «взгляд из-за бугра», как лучше поступить россиянину, пожелавшему оборудовать свою комнату: привлечь специалистов или все сделать самому?

Абрам: Мое личное мнение: в зависимости от имеющихся в наличии средств, можно либо полностью самостоятельно заниматься акустикой помещения, либо нанять специалиста. Оптимальным вариантом было бы строить комнату для прослушивания «с нуля». Например, в собственном доме, я закладывал такое помещение в проект изначально. Решил, что оплачу услуги специалистов, правда, на местных рассчитывать не приходится, но можно купить полностью готовый проект за вменяемые деньги (около 1100 у.е.) у американцев. Что касается Российских реалий, думается, что в Москве можно найти грамотных специалистов по акустике, с отдалением же от столицы шансы катастрофически тают.

hifiNews.RU: Вы заговорили о затратах на акустическое обустройство комнаты. Не приоткроете секрет, в какую сумму обошлось оно Вам?

Cтойка
увеличитьCтойка
Ее элементы сверху вниз: проигрыватель Vecteur L-4.2 работающий в качестве транспорта, ниже профессиональный процессор акустической коррекции SygTech AEC 1000, еще ниже ЦАП Museatex Bidat и усилитель мощности ламповый Стародубцева (биампинговый вариант).

Абрам: На все, включая потолок, комплект roomlenses, а также ловушки баса в углах и передвижные поглощающие панели, я потратил (с учетом кипрской дороговизны) около 1000 у.е. Готовый проект Rives Audio стоит от 1100 у.е. и выше. В зависимости от масштаба переделок, я субъективно оцениваю стоимость проекта с работой и материалами от 4-5 тысяч и до бесконечности.

hifiNews.RU: Как Вы думаете, сколько могут стоить аналогичные услуги в России?

Абрам: Думаю, что там это можно было бы сделать процентов на 30 дешевле. Сложно сказать, во сколько обошлись бы услуги проектировщика. Чисто теоретически два промера + расчеты + полный проект могли бы стоить 1-2 тысячи, стоимость материалов и собственно работ по оборудованию - еще тысячи две. Но это так, мои прикидки. Совершенно не обязательно, что цены будут такими: слишком много переменных.

hifiNews.RU: Какие звукопоглощающие материалы из недорогих, доступных рядовому российскому покупателю, посоветуете использовать?

Акустика
увеличитьАкустика
Oskar Kithara на твитере Хейла. Здесь запечатлен момент калибрации процессора акустической коррекции (Абрам Шпац его только что получил в пользование и проводит эксперименты).

Абрам: Я использовал акустические панели Thermofon производства Knauf для потолка, они имеют аналоги, продающиеся и в России. К примеру, коллеги успешно использовали для акустического потолка панели Ecophon Наrmony.

hifiNews.RU: Как, на Ваш взгляд, найти «точку живого звука» и «мертвую зону» в комнате?

Абрам: Скажу честно, я не искал, вернее, пытался очень недолго, но бросил. Хотя я не списал "точки живого звука" со счетов и обязательно займусь этим в будущем. По отзывам коллег, которые эти самые точки нашли, оно того стОит.

hifiNews.RU: А где они их отыскали?

Абрам: Не имею понятия. Есть мнение, что ТЖЗ как-то связаны с энергетическими "сетками" в квартире. Некоторые граждане успешно применяют маятник или рамки для поиска этих точек. Судя по всему, ТЖЗ не являются точками просто оптимального расположения акустики с точки зрения стоячих волн и т.п., а являются, скорее, частью неких энергетических структур, впрочем, как говорится, "голову на отсечение не дам", что дело обстоит именно так, а не иначе... Все эксперименты впереди.

hifiNews.RU: Абрам, как Вы относитесь к тому, чтобы устроить «музыкальную комнату» в мансарде? Возможно ли это, как Вы считаете?

Абрам: А почему бы и нет? Я не специалист по акустике, но видел комнаты, сделанные в мансарде.

hifiNews.RU: У Ваших друзей?

Музыкальная комната в мансарде
увеличитьМузыкальная комната в мансарде

Абрам: Нет, никто из моих знакомых такой не обладает. Все мои представления о комнатах в мансардах складывались исключительно по картинкам.

hifiNews.RU: Может быть, Вам встречались еще какие-нибудь необычно оборудованные «музыкальные комнаты» на Кипре?

Абрам: На Кипре УЖАСНАЯ акустика помещений! Это просто кошмар! Ни о какой акустике тут никто из проектировщиков жилья никогда не слышал, поэтому дома киприотов, по умолчанию, звонкие и бубнящие. Свою комнату прослушивания я довел до более-менее приличного состояния (учитывая ограничения: я не могу ее совсем перестроить, так как дом снимаю), но большинство людей, имеющих более-менее приличную аппаратуру, слушает ее в этих жутких звонких резонирующих ящиках. В общем, нет тут комнат, достойных внимания. Варианты интересных комнат у американцев можно посмотреть на сайте rivesaudio среди готовых проектов. Впрочем, моя, в любом случае, даже будучи лучше 99% местных комнат в акустическом плане, все равно не идеальна. Последующие итерации на пути к "идеалу" будут заключаться в использовании программы CARA для точного позиционирования колонок и точки прослушивания (для нивелирования влияния комнатных мод на бас), и уже тонкой подгонки АЧХ при помощи цифровой системы коррекции акустики помещения SigTech, запуск которой у меня планируется в ближайшем будущем.

Евгения Заболотских



Оставить комментарий

Имя
Комментарий
Всего комментариев 1

Димон
17 сентября 2010, 14:25
"На все, включая потолок, комплект roomlenses, а также ловушки баса в углах и передвижные поглощающие панели, я потратил (с учетом кипрской дороговизны) около 1000 у.е.", - пишет Абрам. Я пытался прикинуть, во что мне обойдется акустическая обработка комнаты ~ 20 кв. вместо "обычного" ремонта в Самаре - сумма получилась какая-то жуткая.. Мне кажется, из-за нашего всеобщего барыжничества в России сумма подобной отделки будет не на 30% меньше, а в пару-тройку раз больше.




||


Главная страница > HI-FI Профи > Аналитика > В гостях у аудиофила-любителя