Обсудить на форуме

Кинотеатр на колесах

Кинотеатр на колесах

В нашу эпоху вездесущего Entertainment растет число автомобилей, оснащенных не только мощной аудио-, но и видеосистемой. Первыми в этом начинании подали пример, конечно же, США. Там и традиционно высокая платежеспособность населения, и близость к Голливудским холмам, да и самые просторные салоны автомобилей - телевизор туда давно уже просился. Водителю пялиться в экран дозволено только на стоянках, зато скрасить долгий путь пассажиров (а география Соединенных Штатов к этому очень даже располагает) - милое дело.


Поначалу, как все новое, подобная экзотика была роскошью, а затем потихоньку прижилась и, что самое приятное, значительно подешевела. На этой плодородной ниве нынче потеют многие производители - от "брендов" до ультраплодовитого легиона безродных южно-азиатских мануфактурщиков. Более того, видеосистемы уже имеются в качестве штатных в некоторых (правда, недешевых) автомобилях. Словом, народ интересуется: дело выгодное.

По большому счету, затевая "кинотеатр на колесах", покупателю лишь придется побеспокоиться по части видеомагистрали - источника и монитора. Аудиочасть же, как правило, давно имеется - динамиков должно хватить, чай не пара колонок домашнего стерео.

Вообще в автомобиле имеется три потенциальных источника изображения: телевизионный тюнер, видеомагнитофон и DVD-проигрыватель. Самым главным вполне закономерно стал DVD. Его преимущества перед VHS-кассетой в салоне авто стали еще более очевидными, а прием сигналов телевизионного эфира в движущемся транспортном средстве не гарантировал качественного просмотра. Поэтому в нашем обзоре мы сконцентрируемся на основной связке DVD-монитор.

Головные устройства

По аналогии с домашними CD- и DVD-проигрывателями, автомобильные головные устройства с DVD-приводом выполнены в стандартном размере 1DIN (на нашем рынке реже встречается размер 2DIN для машин американского и японского производства). Такой же лоток, такой же дисплей и органы управления как в привычных автомобильных CD-ресиверах. Даже чейнджеры есть. По электронике отличий от домашних DVD-плееров практически никаких, кроме питания на 12 вольт и антишока. Те же видеоЦАПы, набор декодеров и RCA-разъемы на задней панели. Впрочем, известная косность и неповоротливость автоэлектронной индустрии приметна, например, отсутствием поддержки DivX в головных устройствах (хотя, казалось бы, возможные недостатки MPEG4 на крошечных, по "домашним" меркам, автомобильных ЖК-дисплеях были бы совсем незаметными). Зато известными удобствами оборачивается использование объема DVD-болванки (а это 4,7 гигабайт) под коллекцию МР3, как обещает описание, к медиа-центру JVC KD-AVX1 престижной серии EXAD. Без сомнения, в таком аппарате кнопка Eject выйдет из строя последней. Некоторые DVD-плееры допускают, кроме горизонтального, и вертикальный монтаж.

Многие головные устройства, оснащенные выносным GPS-модулем, могут также выполнять функцию маршрутного навигатора. Информация в этом случае выводится на выдвигающийся ЖК-дисплей, а картой служит CD или DVD-ROM. В России с ее юридическими проблемами в области картографии подобная услуга в головных устройствах практически не поставляется. Зато в Москве уже действуют компании, интегрировавшие навигационные программы (в основном в пределах МКАД) в обычный КПК, соединенный с GPS-модулем и закрепленный на приборной панели автомобиля.

А мы пока можем подивиться возможностям модели Pioneer AVG-VDP1, оснащенной 3D-гироскопом, которая в состоянии заменить в салоне не только штатную "голову", но и приборную панель! Помимо своих обычных DVD-задач, устройство измеряет в реальном времени, выводит на дисплей и записывает в память показания высоты над уровнем моря, линейной и угловой скорости, величин ускорения/торможения, мощности, крутящего момента, географических координат и многого другого. Словом, сделано для гонщиков, фанатов и бюрократов.

Мониторы

Все представляют себе электронные часы, работающие от одной батарейки годами. Как известно, свойства жидкокристаллической матрицы могут изменяться под воздействием напряжения при минимальном потреблении тока. Поэтому применить аналогичный принцип в автономном энергопространстве автомобиля, как говорится, сам Господь велел. Поэтому все автомобильные мониторы являются жидкокристаллическими, ведь старые-добрые ЭЛТ и прочие новомодные плазмы, прежде всего, нуждаются в высоком напряжении, которого по понятным причинам в машине не сыскать.

Более того, хотелось бы лишний раз напомнить, что даже простое прослушивание музыки через обычный ресивер на стоянке с выключенным двигателем ни к чему хорошему для аккумулятора не приведет - скорый разряд неминуем. Что и говорить про владельцев дополнительных автомобильных усилителей и видеосистем!

Для реализации цветного дисплея используется утроенное количество базовых ячеек с использованием светофильтра по основным цветам: красный (R), зеленый (G) и синий (B). Для тыловой подсветки используется люминесцентная лампа с холодным катодом - у нее также минимальное потребление энергии. Все автомобильные мониторы выполнены в широкоэкранном формате 16:9 и являются активными. Неотъемлемый признак хорошего тона - пульт ДУ.

LCD-технологии присущи свои "фирменные" недостатки. Главный - малый угол обзора. Таковы особенности архитектуры ячеек ЖК-матрицы, излучающей поляризованный свет. Поскольку жидкий кристалл не может полностью перекрыть световой поток, то на таком экране не удается выставить все градации цвета - от "самого черного" (а его оттенки и задают глубину изображению) до "самого белого". Немаловажны и температурные ограничения. При низкой температуре подвижность матрицы нарушается, падает четкость изображения. Зато при высокой температуре чрезмерная подвижность кристаллической решетки ухудшает контрастность изображения. Поэтому производители рекомендуют избегать прямого попадания солнечных лучей на автомобильный ЖК-монитор. Надежду на перспективу внушают разработки OEL-дисплеев. Они при низком энергопотреблении не нуждаются в тыловой подсветке и не боятся яркого освещения.

В технической сопроводительной документации к ЖК-мониторам нередко встречается "обвес" покупателя "лишними" пикселями. Некоторые производители мониторов указывают полное количество пикселей (например, 1440х234), в то время как более объективной является "компьютерная" система измерений по группам из трех цветных пикселей (в данном случае - 480х234).

Местонахождение монитора в салоне может быть различным. Как уже упоминалось, некоторые автомобильные DVD-проигрыватели уже оснащены выдвигающимися активными ЖК-мониторами. Раздельные автомобильные мониторы в свою очередь делятся на "потолочные" и "встраиваемые". "Потолочные" модели, как следует из названия, предназначены для монтажа вместо штатных плафонов освещения салона, причем салона просторного. В рабочем состоянии они откидываются вниз, а в закрытом хороши тем, что практически незаметны с улицы и не вызывают соблазна у злоумышленников. Кстати, нередко в теле такого монитора можно обнаружить и DVD-проигрыватель. Поскольку потолочные мониторы рассчитаны на установку, все они имеют встроенные светильники с тремя режимами включения, в том числе и от дверных концевиков. Потолочные модели мониторов являются рекордсменами по диагонали среди своих автомобильных родственников - до 17 дюймов. Но обычно это диапазон от 7 до 14,1 дюйма.

Для пассажиров задних сидений нередко применяются мониторы, установленные в подголовники передних сидений. Как правило, такие устройства чаще всего устанавливаются парами. Причина - ограниченный угол обзора жидкокристаллического дисплея. Типичные размеры дисплеев 6,5-7 дюймов, большие диагонали могут попросту не вместиться в объем подголовника. Мониторы универсального монтажа комплектуются необходимым крепежом на случай установки в подголовник, торпедо или просто на штатив. Некоторые модели мониторов можно установить в солнцезащитный козырек.

Мобильные решения

Для того чтобы не мешать остальным членам экипажа, многие модели мониторов комплектуются не только разъемами под наушники, но и ИК-трансмиттером для передачи звука на беспроводные наушники. Подбирать наушники аналогичной марки вовсе необязательно - частота передачи стандартизована, так что у покупателя есть широкая возможность выбора.

Также не следует обходить вниманием и портативные варианты видеосистем, адаптированные под использование, как в автомобиле, так и дома. Например, компания Audiovox давно выпускает DVD-проигрыватель MVDV110 с маленькими ножками и адаптерами под 220 вольт. У нее же не первый год в линейке имеется и переносная VHS-видеодвойка VBP1000P с 4-дюймовым ЖК-экраном. Система поставляется в прочном ранце размером 275х345х125 мм и легко закрепляется на сидении с помощью входящих в комплект ремней.

Но недавно всех удивила обычно нерасторопная Sony, предложившая свой вариант портативного DVD-плеера MV-700HR. Новинка оснащена 7-дюймовыйм цветным ЖК-дисплеем, дополнительным карт-ридером под фирменные "флэшки" Memory Stick и даже поддерживает DivX! Среди остальных особенностей можно отметить FM-тюнер, встроенные стереодинамики и ИК-передатчик для беспроводных наушников. Помимо пульта ДУ и сумки для переноски, в комплект MV-700HR входит крепежное устройство для установки плеера на подголовник пассажирского сидения в автомобиле.

Автор: Евгений Домрачев




Оставить комментарий

Имя
Комментарий




||