Обсудить на форуме

Региональные миры и войны

Региональные миры и войны
увеличитьРегиональные миры и войны

Недавно на hifiNews.RU в рубрике "Тема недели" вышел ряд материалов, рассказывающих об экспансии московских компаний в регионы.
В данной статье мы продолжаем освещать эту бесспорно актуальную тему.

Во время работы пресс-клуба в Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) институт маркетинговых исследований GfK Русь представил своё исследование, проведённое в ряде городов России, численность населения в которых свыше 200 тысяч человек.

В Москве доля затрат на плазменные, обратной проекции и ЖК-телевизоры в три раза больше, чем в регионах. Она составляет 18% от общего розничного оборота аудио-видео техники (в 2003 году эта цифра была заметно меньше - 12%). Ситуация в регионах пока иная: в городах с населением более миллиона продажи дорогих средств отображения не превышают 8-10%, а в меньших населённых пунктах и 8%.

Также был отмечен тот факт, что за пределами Москвы DVD-плееры пользуются повышенным спросом. Рост продаж составил 8%, а в столице всего 1%. Но доля семей, уже имеющих DVD плеер в Москве, составляет 13%, по всей России только 6%, а владеющих видеомагнитофоном 63 и 46% соответственно.

Особенность региональных рынков ещё и в том, что там пользуются спросом музыкальные центры: доля покупок выросла на 2-4%. "Это связанно с маркетинговой политикой популярных брендов, реклама которых нацелена, прежде всего, на региональные рынки", - комментирует данную ситуацию Наталья Моржова, руководитель отдела ритейл аудит компании GfK Русь.

42% от всех затрат на аудио-видеотехнику в регионах приходится на обычные цветные телевизоры, тогда как в столице этот показатель ощутимо ниже - 32%.

Понятно, что москвичи в связи с большими заработками стараются приобретать технику, насыщенную новейшими технологиями, а в провинции покупательская способность ниже: покупают товары первой необходимости по максимально низким ценам. Но ситуация меняется и довольно стремительно, о чём свидетельствуют многие представители крупных российских компаний.

"Для нас нет вопроса, стоит или не стоит идти в регионы. Мы идём туда агрессивно", - говорит Виктор Шкипин, брэнд-директор компании М.Видео. - "По результатам последнего квартала прошлого года, оборот с торговых точек в пределах МКАДа и вне его в нашей компании уже сравнялся".

Конечно, компании радует рост спроса в регионах (на 3-4% ежегодно), в то время как доля Москвы в обороте по рынку бытовой техники снижается (в прошлом году - на 4%). Комментирует данное положение дел Виктор Шкипин: "Если посмотреть наш план развития, то можно заметить, что большую часть магазинов мы открываем за пределами Москвы. Как открывая для себя новые города, так и усиливая своё присутствие в старых. Конечно, мы бы могли открыться в большем количестве регионов, чем представлены сейчас (12 областей), но мы стараемся в каждом городе стать "номером один" по ширине ассортимента и предлагаемому сервису занять лидирующие позиции. Следовательно, нам приходиться очень вдумчиво прорабатывать логистику и маркетинговую политику. Если не хватает одного магазина, открываем второй, третий и так далее. В последние годы, приходя в города, мы сталкиваемся с конкуренцией местных сетей. Там с 2001 года уже произошли качественные изменения, реструктуризация и укрупнение. Допустим, в средней полосе России присутствуют такие сети, как "Александр LTD", "Дома", "Поиск" и другие. Также следует обратить внимание и на наличие конкурентных нам национальных сетей, уже успевших прийти в регион. Например, в Казани, где покрытие города магазинами уже превышает даже московское. Бывает, в некоторых местах мы встречаем только "Эльдорадо", с которыми традиционно мы разводим маркетинговую политику, и знаем, как работать. Какие-то позиции у нас дешевле, чем в Эльдорадо, какие-то позиции в Эльдорадо дороже, чем у нас (улыбается - авт.). Безусловно, у нас есть несколько уровней цен для разных регионов, так как есть совокупность факторов, которые на это влияют: логистика, стоимость торговых площадей, зарплата персонала и так далее. Хотелось бы выделить, тот факт, что в настоящее время важна не только насыщенность продуктовых линеек, но и качество сервиса, в котором мы традиционно сильны. Мы заметили, что в регионах культура потребления становится очень близкой к столичному уровню".

Многие СМИ за последнее время на своих страницах рассказывали о новом игроке среди национальных сетей - компании "Эксперт". Виктор Кожевников, директор по маркетингу компании "Эксперт-Ритейл", комментирует ситуацию: "Мы используем для развития своей сети франчайзинг. Привлекаем уже работающие магазины или тех, кто только планирует открытие. Сейчас количество точек уже перевалило за сотню, к концу года их будет 150-200 по всей стране, а в ближайшие два - три года мы хотим достичь отметки в 500-600 магазинов и занимать не менее 25-30 % рынка в каждом регионе. В настоящее время мы отстаём от основных игроков по обороту, но, я думаю, очень быстро нагоним. Мы - закупочная группа, и наши цены практически такие же, как и у Эльдорадо, М.Видео, Мир и других. То есть, наши франчайзи в среднем имеют те же закупочные цены, как и крупные сетевые компании. Ведь не секрет, что ни одна региональная компания, не входящая в закупочную группу, не сможет иметь входные цены, как у крупных национальных сетей. Схема оптово-розничного холдинга позволяет нам легко находить партнёров в регионах. Ведь для кого-то это становится единственной возможностью выживания, а для кого-то это способ развиваться, увеличивать свою долю рынка. Например, челябинская компания "Рембытехника" - это очень серьёзный игрок с большой капитализацией, они хотят развиваться дальше, и поэтому сотрудничество с нами становиться им очень выгодным. Под марку "Эксперт" могут переходить разные магазины, уже имеющие свой формат и своих покупателей. Допустим, М.Видео нужно переманивать покупателей у существующих магазинов, а нам требуется только предоставить дополнительно выгодные цены и расширенный ассортимент. Единственное нужно понимать, что управлять сервисом в магазинах можно только тогда, когда есть единая структура собственности. В нашем случае за сервисное и ремонтное обслуживание техники несёт ответственность производитель, а за уровень обслуживания - собственник магазина. Но естественно мы стараемся соответствовать всем стандартам, принятым у нас сейчас в стране. У нас есть специальные тренинги для продавцов, менеджеров. Формат нашего магазина зависит от региона. Согласитесь, в небольшом городе глупо открывать супермаркет на 2000 квадратных метров. Ассортимент на 95% состоит из товара, представленного нашей закупочной группой, остальное - это какие-либо мелкие вещи: провода, переходники, аксессуары".

Кстати, стоит отметить, что в модельных рядах, поставляемых "Экспертом", есть и локальный суб-бренд под маркой "Эксперт-Лайн". Это единственный пример создания своих продуктов среди магазинов бытовой техники.

"В Европе много компаний, подобных "Эксперту". Кто-то разоряется, кто-то нет. Вполне возможно, что мы движемся по американскому пути, где на рынке существует около десяти игроков", - прокомментировал мнение Виктора Кожевникова Михаил Фандеев, руководитель отдела развития бизнеса в странах СНГ, Sony Overseas S.A.

А вот, что говорит Лев Одляницкий, руководитель отдела маркетинга группы компаний "Synergenta": "За последние два-три года мы отметили возросший интерес к дорогой акустике и электронике, как в автомобильной сфере, так и в домашней. И компания прорабатывает две свои франчайзинговые схемы: "Академия Домашнего Кинотеатра" и "iCar". Но, в отличие от национальных сетей, для нас большую роль играет сервис, когда потребитель может получить и качественные консультации, и при необходимости инсталляционные услуги. Мы предоставляем полный пакет услуг для франчайзи: обучение, маркетинговая поддержка, "сервис на месте" и многое другое. Интересен тот факт, что порой нам выгоднее приходить в город до 200 тысяч, чем в "миллионник", где высокая конкурентная среда. Самой сложной проблемой мы видим отсутствие кадров на местах, поэтому важным оказывается образование, да и при выборе партнёра много внимания уделяем уровню менеджеров. В последнее время мы также отмечаем возросшую активность IT компаний, начавших продажи бытовой электроники, но пока не сильно беспокоимся, потому что сфера наших продаж - это hi-fi оборудование, а IT компании чаще предлагают, так называемый "low-end".

Приходя в регионы, компании надеются вырасти. "По уровню пенетрации (количество семей обеспеченных определённым видом техники) Россия отстаёт от, например, Германии на 70%. Но, учитывая текущие темпы развития, насыщение рынка может произойти через 3-5 лет. Потенциал огромен, конечно, это будет зависеть и от политической, и от экономической ситуации в стране",- сообщает Наталья Моржова.

Конечно, не стоит забывать о свежих новостях. Ситуацию о возможной национальной сделке между "Эльдорадо" и английской компанией Dixons Group комментирует Виктор Шкипин: "Это качественное изменение ситуации. Если раньше ритейлом электроники просто интересовались, то сейчас интерес перетёк в практическую плоскость. Для игроков нашего порядка это знак, что Россия западными сетями оценивается серьёзно. Затем мы ожидаем серьёзных изменений в области прямого импорта, так как прямой импорт и западные сети обычно идут рука об руку. Это, конечно, положительно скажется на нашем рынке, в особенности для потребителя, так как цены в очередной раз пойдут на спад".

Если бизнес не развивается - он умирает. И эта знакомая многим истина в очередной раз подтверждает мысль о том, что российские компании изо всех сил стараются быть сильнее и проворнее конкурента. Не думаем, что это может привести к войнам, но к изменениям это приводит всегда. Будем дальше следить за событиями. На hifiNews.RU.

Андрей Рамин



Оставить комментарий

Имя
Комментарий




||


Главная страница > HI-FI Профи > Аналитика > Региональные миры и войны

Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)