Обсудить на форуме

Огни страсти «Кармен» зажигаются вместе с Christie

Ярославский театр драмы им. Федора Волкова – один из самых известных и крупных театров российской провинции. В апреле 2010 года здесь, на сцене старейшего театра России, с успехом состоялась премьера спектакля «Кармен» в инсценировке Тимофея Кулябина. Техническое воплощение сложного визуального ряда для этой постановки было выполнено специалистами компании ETC Russia, которые задействовали для этого два проектора Christie Roadster S+20K.

Андрей Ефаров, технический директор ETC Russia, рассказывает: «Еще во время встречи с режиссером-постановщиком спектакля Тимофеем Кулябиным и его командой, когда театр им. Волкова обратился к нам с предложением обеспечить видеопроекцию и вывод на экран «живого» видео в готовящемся спектакле «Кармен», мы поняли, что работа предстоит интересная. Смешение и наложение заранее подготовленных видеофайлов и живой съемки артистов спектакля – это было нечто абсолютно новое для нашей практики».

Ярославская «Кармен»
увеличитьУвеличить фото
Ярославская «Кармен»
увеличитьУвеличить фото
Ярославская «Кармен»
увеличитьУвеличить фото
Романтическая история, рассказанная Просперо Мериме и поставленная на многих прославленных сценах мира, в сценической версии молодого режиссера Кулябина, уже известного по смелым экспериментам со средствами визуализации, прозвучала по-новому. В ярославской «Кармен» на первый план выходят даже не слова, а язык пластики тела и богатый визуальный ряд, на фоне которого и разыгрывается эта драма.

Два трехчиповых DLP проектора Christie Roadster S+20K были установлены за сценой. Владимир Гладченко, заместитель директора театра им. Волкова по художественно-технической части, рассказывая об особенностях технической составляющей постановки, отмечает: «Разместить проекторы за сценой среди множества декораций оказалось не самой простой задачей, однако нам удалось найти нестандартное решение: мы разместили их на металлических декорациях для другого спектакля». Остальные декорации удалось скомпоновать на арьерсцене так, чтоб они не попадали в лучи самых короткофокусных объективов (0.73:1HD) проекторов. Андрей Ефаров добавляет: «Ограниченное пространство за сценой и геометрия зала заставили нас вспомнить о возможности проекторов Christie работать при установке на бок – проецируемое изображение при этом располагается не горизонтально, а вертикально».

Ярославская «Кармен»
увеличитьУвеличить фото
Ярославская «Кармен»
увеличитьУвеличить фото
Ярославская «Кармен»
увеличитьУвеличить фото
Художник-постановщик спектакля Олег Головко в качестве задника сценического пространства задумал экран действительно внушительных размеров: высотой 10 и длиной по окружности 17 метров. Владимир Гладченко, отмечая тесную связь декораций и видеоряда, характерную для этой постановки «Кармен», уточняет: «Тимофей Кулябин задействовал в этой постановке всю машинерию сцены, поэтому экран был спроектирован исходя из геометрических параметров сцены и поворотного круга радиусом 15 метров, поэтому радиус закругления самого экрана и сцены получился одинаковым».

Экран свободно вывешен на треугольной радиусной ферме. Андрей Ефаров сравнивает его с огромным парусом, который реагирует на все движения воздуха в пространстве – то удаляется, то приближается к проекторам. «Собственный вес нагрузил верхнюю часть экрана, и мы столкнулись с изменением геометрии самого полотна. Из предполагаемого двухмерного в форме половины цилиндра мы получили трехмерный экран в виде части тороидальной поверхности, – объясняет Андрей. – Это и оказалось самой большой трудностью проекта. Требовалась постоянная настройка сведения изображения с двух проекторов и геометрии экранов при относительной стабилизации температуры и движения воздушных потоков перед самым началом спектакля. Мы радовались тому, что это представление проходит в закрытом помещении, а не на воздухе, где бороться с парусностью экрана было бы невозможно».

Ярославская «Кармен»
увеличитьУвеличить фото
Ярославская «Кармен»
увеличитьУвеличить фото
Ярославская «Кармен»
увеличитьУвеличить фото
Сведение вертикальных изображений и изменение геометрии видеоизображения для наложения на трехмерную тороидальную поверхность экрана, управление и вывод видеофайлов был осуществлен с помощью медиаплатформы Onlyview – собственной разработки компании ETC-Audiovisuel.

Дизайнеры компании ETC Russia подготовили видеофайлы с разрешением видеофайлов 2000x1400 пикселей в формате некомпрессированного MOV. Видеоизображение на экране использовалось практически во всех сценах почти трехчасового спектакля. Кроме подготовленных видеофайлов на экран выводилось видео с двух видеокамер, работающих в режиме реального времени. Одна видеокамера была установлена в оркестровой яме, а другая, управляемая дистанционно, – подвешена над центром сцены. Андрей Ефаров поясняет: «Мы получали аналоговый сигнал с мини-ПТС, преобразовывали его в цифровой и подавали на вход двух управляющих компьютеров медиаплатформы Onlyview. Видеосигнал масштабировался и выводился на экран в различном разрешении: от 400x300 до 2000x1500 пикселей. В каких-то сценах видеоизображение на экране дублировалось и «зеркалилось» – так, например, удается достичь создания потрясающего эффекта заполненного танцующими зала на балу, в то время как на сцене находилось только 6 пар танцоров. В некоторых сценах изображение накладывалось полупрозрачным слоем на основное видеоизображение. Эти возможности тоже предоставляет платформа Onlyview».

Ярославская «Кармен»
увеличитьУвеличить фото
Ярославская «Кармен»
увеличитьУвеличить фото
Евгений Ганзбург, обладатель опыта работы над световым оформлением множества спектаклей и автор световой партитуры ярославской «Кармен», отмечает исключительно важную роль видеопроекции как неотъемлемой эмоциональной и смысловой составляющей этой постановки.

Премьерный спектакль «Кармен» в ярославском театре драмы им. Федора Волкова состоялся в апреле 2010 года и сразу же собрал полный зал. «Успех постановки и во многом состоялся благодаря тому, что на стадии зарождения спектакля проект прошел многие стадии совместных обсуждений между режиссером, сценографами, специалистами ETC, видеооператорами и всей технической группой. Конечно, многое еще потом пришлось подбирать, от чего-то отказаться. Специалисты ETC – это профессионалы, добросовестно выполняющие свою работу, а их богатый опыт использования проекционного оборудования Christie стал залогом высокого качества визуального ряда спектакля, – отметил Владимир Гладченко. – Мы видим, что наш зал полон молодежи – и это прекрасно! Такая постановка – это большой шаг для и театра, и для города, который в этом году отмечает свое тысячелетие».




Оставить комментарий

Имя
Комментарий




||


Главная страница > Обзоры и тесты > Инсталляции > Огни страсти «Кармен» зажигаются вместе с Christie

Новости Hi-Fi (еженедельная рассылка)